Шлях Перамогі

Вилейская районная газета

Говорим о признаках семейного неблагополучия, работе с нерадивыми родителями

В неравнодушном интервью с заместителем директора по воспитательной работе средней школы №5 Татьяной Белевцовой говорим о признаках семейного неблагополучия, работе с нерадивыми родителями и влиянии семьи на судьбу ребенка.

Школа: воспитывать детей и… их родителей

В своей интересной, но очень ответственной должности Татьяна Викторовна уже 8 лет. Вспоминая начало этого пути, говорит, что временами было очень непросто, многое нужно было изучить, понять, «перелопатить» гору документов. Держать руку на пульсе семейного благополучия своих учащихся – задачка «со звездочкой». Если от субъектов профилактики или граждан поступает информация, что в конкретной семье есть признаки неблагополучия, школа проводит социальное расследование. Оно осуществляется в рамках межведомственного взаимодействия с другими структурами – с выездом на место, изучением всех обстоятельств, комплексом профилактических мероприятий. И по истечении проведения социального расследования устанавливается – есть ли в семье критерии социально опасного положения или нет.

– Школа всегда держит тесную связь с родителями и предлагает разные варианты, чтобы изменить ситуацию, – рассказывает Татьяна Белевцова. – Если проблема в злоупотреблении алкоголем – предлагаем обратиться за консультацией к наркологу, если антисанитария дома – рекомендуем устранить ее, если в семье проблемы с общением и взаи­мопониманием – советуем обратиться к психологу.

К родителям, которые не прислушиваются к рекомендациям специалистов, применяются меры профилактического воздействия.

Для кого СОП?

Признание детей находящимися в социально опасном положении – прежде всего форма помощи родителям, мера воздействия на них с целью устранения неблагополучия. Главное – изменить к лучшему обстановку, в которой растет ребенок. Если родители не слышат и ничего не предпринимают для исправления, у них могут отобрать детей.

И тогда, мне кажется, обида, затаившаяся внутри, с детьми остается на всю жизнь. Обида на то, что у него не обычная семья, а с какими-то недостатками, и родители не такие порядочные, как у других. Психологически для ребенка это сложно, и он становится другим.

Все – в своих руках

Как складывается дальнейшая судьба у таких детей? Мы видим, что бывает по-разному – благополучно и наоборот. Например, одна мама в детстве сама находилась в приюте, воспитывалась в приемной семье, а став взрослой, создала свою семью. Любимый человек, трое детей, квартира, работа… Но в семейной жизни появились ссоры и скандалы, алкоголь, и все закончилось плачевно – у нее тоже отобрали детей, опекуном стала бабушка…

Дети часто сами повторяют ошибки своих родителей. Но как сложится судьба, зависит от того, чего от жизни хочет сам человек и к чему стремится. Когда дороги родителей и детей расходятся, чаще всего ангелами-хранителями вторых становятся их бабушки и дедушки, которые не дают потеряться в жизни, ухаживают за ними, контролируют, помогают получить профессию. А бывает, что такие дети остаются ни с кем. Тогда заботу о них, сиротах при живых родителях, берет на себя государство.

Похожие или разные?

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастная семья несчастлива по-своему», – писал классик. Но в основном приз­наки неблагополучия идентичны.

– Чаще всего родители живут той жизнью, которую хотят для себя, – говорит собеседница. – В шкале ценностей на первом месте – алкоголь, а не дети. Употребляя спиртное в больших количествах, человек теряет себя. Алкоголь – это зависимость, это болезнь, которая и приводит нерадивых родителей к предсказуемому финалу и созданию неблагополучных условий для детей.
Вот вроде бы живет молодая семья. Появляются дети, заботы, возможно, какие-то финансовые трудности и другие неурядицы – и от отчаяния или какого-то безразличия к жизни появляется пристрастие к алкоголю. А в итоге разрушается семья и страдают дети.

Маркеры неблагополучия

Видно ли по ученику семейное неблагополучие? И что является маркером для педагогов, чтобы бить тревогу?

– Первый признак того, что ребенок воспитывается в неблагополучной семье, это его внешний вид, – отвечает Татьяна Белевцова. – Вещи не всегда чистые и опрятные. Не всегда у ребенка есть необходимые принадлежности, бывает, не выполнены уроки, ребенок предрасположен к воровству. Это чаще всего встречается. Дети бывают как тихие, так и чересчур активные, которые очень тянутся к учителям, ищут заботу в тех взрослых, которые рядом.

С учебой ребенку из неблагополучной семьи тоже сложно. Особенно если родителям без разницы, какую отметку он принесет из школы. Но так бывает не всегда. Есть дети целеустремленные, которые не нуждаются в опеке, с удовольствием участвуют в различных конкурсах и школьных мероприятиях. Тут важна работа классного руководителя и учителей-предметников, которые замечают этих детей и работают с ними.

Татьяна ШЕРШНЁВА

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
НОВОСТИ РУБРИКИ
Яндекс.Метрика 146 queries