Шлях Перамогі

Вилейская районная газета – свежие и интересные новости

Должен ли пассажир подходить к кондуктору или наоборот?

В среднюю дверь городского маршрутного автобуса зашла женщина. Кондуктор сидела на своём сидении слева от двери, не заметить её пассажирка просто не могла, однако, демонстративно отвернувшись, она проследовала в переднюю часть автобуса, где заняла свободное место. Кондуктор тем временем начала «обилечивать» пассажиров задней площадки. Возможно, в этом и была её «роковая ошибка», и следовало бы со всех ног бежать к именно той женщине, которая спустя пару минут стала громко возмущаться, мол, долго она ещё будет сидеть с вытянутой рукой, чтобы оплатить этот проезд, будь он неладен. В ответ кондуктор позволила себе реплику о том, что это вообще-то обязанность пассажира – подойти и купить билет. Пассажирке это очень не понравилось, ещё бы, «её, уважаемую в городе женщину, учит жизни какой-то кондуктор, обслуга…» Последовала жалоба в областное управление, разбирались с ситуацией и на месте, в автобусном парке.
Правда оказалась на стороне кондуктора. А вскоре в салонах автобусов появились объявления, напоминающие пассажирам об их обязанности – своевременно оплачивать проезд. На этом история должна была завершиться, но получила продолжение на одной из страниц социальных сетей. Как и при любой спорной ситуации, мнения разделились: одни были на стороне кондукторов, понимая их нелёгкую работу, другие же придерживались противоположных соображений, мол, я – клиент, принёс вам деньги, будьте добры обслужите, при этом не забыв улыбнуться, пожелать доброго дня, а при необходимости и соринку с плеча снять.
Казалось бы, банальная история, однако вызвала такой резонанс. О буднях кондуктора, минусах и плюсах профессии мы разговариваем с Еленой (имя изменено по просьбе героини – авт.).


– Такие конфликты, как описанный выше, часто случаются?
– Я бы не сказала, что часто, по крайней мере – у меня, но бывают, конечно. Кто-то на работе устал, другой чем-то расстроен, у третьего просто неудачный день и ему нужно выплеснуть накопленный негатив. Где это сделать? А почему бы и не в автобусе? Последней каплей для таких людей может послужить любая мелочь: не таким, как хотелось бы, номиналом выдана сдача, кондуктор не подходил слишком долго или наоборот подошёл очень быстро – «я же только вошёл, а уже над душой стоят» и так далее до бесконечности.
– Елена, так всё же, кондуктор должен бегать за пассажиром или пассажир нести денежку кондуктору?
– Всегда у кондукторов было и есть своё место в автобусе. В принципе, мы можем с него не вставать: пассажир обязан позаботиться о том, чтобы проезд был оплачен вовремя.
– Ваша заработная плата как-то зависит от реализации билетов?
– Да, зависит от выручки. Но в то же время заметьте, никто из кондукторов не жалуется, что вынужден смену отходить по автобусу, изредка дав отдых ногам. Я не сломаюсь – подойду. Возмущает другое – некоторые считают, что я должна едва ли не выпрашивать у них оплату, скажите спасибо, говорят, что вообще в ваш автобус сел… Ну что ж – спасибо. А ещё спасибо тем, кто с самого утра расплачивается крупной купюрой. В основном это «знакомые все лица», которые в курсе, что «разменку» нам не выдают, сдачу приходится давать из своих личных денег и, естественно, их не всегда хватает. Вот такие полулегальные «зайцы» получаются.
– А вообще «зайцев» много?
– Нет, немного, но и тех мы едва ли не по именам знаем. А вообще, очень заметно, когда человек хитрит или пытается соврать. Работая кондуктором, учишься читать лица и понимать настроение людей по внешнему виду. Бывает, посмотришь на человека и уже знаешь, с этим можно завязать разговор, а вот этого «обилетить» молча, а ещё лучше – с таким же каменным лицом. Но, знаете, так сложилось, что мне на жизненном пути чаще встречаются светлые люди, поэтому даже на работе в автобусе душевных бесед у меня гораздо больше, чем каких-то перебранок.
– В вашей практике были случаи, когда милицию приходилось вызывать?
– Нет, милицию кондукторы не вызывают. Контролёры могут, они и штрафовать в праве. А мы лишь можем отказать в поездке, попросив выйти. Был однажды случай, когда выпивший пассажир крепко уснул. Конечно, могли бы с водителем вывести его на остановке, но на улице смеркалось, брался мороз… Так и катали по маршруту, лишь в конце рейса вызвали милицию, чтобы они его забрали. И даже в той ситуации другие пассажиры двояко реагировали: одни сочувствовали бедолаге и по-доброму шутили, а другие громко возмущались такому соседству. Все люди такие разные. И каждый день волей-неволей мы встречаем разношерстную толпу, одна часть которой заряжает позитивом, другая же с ног до головы обливает отрицательной энергией. Не зря ведь нас, кондукторов, называют громоотводами. Действительно, работа эта не для слабонервных точно.
– Елена, что же мы всё о минусах? Что-то хорошее в Вашей профессии есть? За что-то же Вы её любите?
– Самый большой плюс в моей работе – это любимый дружный коллектив. Каждое утро начинается с улыбок, шуток, хорошего настроения. А уже дальше как сложится, зависит от пассажиров. Ещё один плюс – опыт, который учит спокойнее относится к жизненным неурядицам, закаляет, можно сказать. За что ещё люблю свою работу? Всё-таки за общение с людьми. Такой вот каламбур.
– Ну что ж, остаётся пожелать, чтобы это общение приносило удовольствие всем участникам процесса. А забавные и позитивные моменты многократно преобладали над конфликтами и спорами.
Марина ПУЦЕЙКО

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
Яндекс.Метрика 32 queries