Шлях Перамогі

Вилейская районная газета – свежие и интересные новости

ДИАНА – девушка, которая просто живет. Здесь и сейчас. Так, как у нее получается

Мы договорились встретиться и поговорить о жизни. Но в назначенный час Диана не пришла. Забыла. Но сразу ответила на телефонный звонок и тотчас спустилась в фойе, когда я напомнила о своем приходе.

С готовностью пригласила к себе в комнату, но не предложила сесть. Впрочем, единственный стул оказался сломан. В комнате отнюдь не творческий, а обычный бытовой беспорядок. Диана его не стесняется, она попросту его не замечает. Но незастланная постель демонстрирует чистое белье – за этим Диана следит.

Диане 18. О себе она говорит, что она из Слуцка. Попала в детдом в два года. Родителей не помнит, они умерли, что с ними случилось, не знает. Сестер и братьев нет. В школу Диана пошла в Руденске, там вспомогательная школа-интернат. Вся ее жизнь это Руденск. В Вилейке девушка с июля. Почему ее направили в Вилейку, она не знает. Её одноклассники разъехались, кто в Молодечно, кто в Минск. С ними она не виделась, но созванивается. Здесь у Дианы появилась подруга Майя. Как они познакомились, она не помнит. Но Майю считает своим другом, любит общаться с ней. По вечерам они иногда встречаются.

– Диана, ты умеешь готовить?

– Да.

– А что ты готовишь?

– Макароны, картошку. Блины умею делать. Со сметаной, с вареньем.

– А варенье откуда?

– Наталья Викторовна принесла (Наталья Хмаренко – психолог ВЦТСОН).

– А суп умеешь варить?

– Да, молочный.

– Тебе денег хватает на жизнь?

– Да, у меня есть всегда. На карточке.

– А сколько?

– Не знаю.

– Диана, о чем ты мечтаешь?

– Еще не мечтала.

– А какой твой самый счастливый момент в жизни?

– Поездка в Абу-Даби. Мы ездили на соревнования по футболу. Наша команда привезла серебряные медали. Летели шесть часов в самолете. Ходили на море. Еще были там плавание и бочче.

– ????

Поездка в Абу-Даби действительно была. Диана в составе школьной команды приняла участие в Специальных Олимпийских играх World Games Abu Dhabi-2019. Ровно полвека мир проводит «Специальную» Олимпиаду для детей с ограниченными интеллектуальными способностями. Делегацию Беларуси в прошлом году представляла команда из Руденской вспомогательной школы-интерната. И, действительно, белорусы выступали в трех видах – женский футбол, плавание и бочче.

А вот история сиротства Дианы совершенно иная. Девушка сирота при живых родителях. После родов ее мама сначала поместила ребенка в Дом малютки с формулировкой «в связи со сложным материальным положением», но ни разу не навестила дочку. И Дом малютки инициировал процесс лишения ее родительских прав. Так Диана стала сиротой.

Она закрыта, отвечает односложно, только если что-то ее увлекает, говорит чуть более распространённо. Относительно работы Диана действительно не понимает, почему ее переводили с места на место, а потом уволили.

Кое-что Диана знает твердо. Например, если фотографируют – нужно улыбаться, если вышел или вошел – закрой дверь на ключ. Но она так и не узнала еще, что бассейн, где можно позаниматься ее любимым плаванием, совсем рядом с общежитием.

Девушка ничего не планирует, никого не ждет, она не благодарит и не возмущается. Она просто живет. Здесь и сейчас. Так, как у нее получается.


Наталья Хмаренко, психолог Вилейского центра социальной защиты населения:

– Наш центр в межведомственном взаимодействии с другими заинтересованными структурами занимается постинтернатным сопровождением детей-сирот.  Мы содействуем в сборе и оформлении документов для получения паспорта, оказываем  психологическую, юридическую, консультационную, социальную помощь и поддержку.
Обычно при окончании школы-интерната, если мы говорим об интернатских детях-сиротах, они поступают учиться, как правило, в колледжи. И тогда такое сопровождение оказывает учебное заведение. Но бывают случаи, когда, в силу имеющихся проблем со здоровьем продолжать учебу нет возможности. И они сразу после интерната возвращаются по месту получения статуса сироты. И тогда уже мы до 23 лет  сопровождаем их.

Сегодня практика взаимодействия между субъектами сопровождения налажена достаточно чётко, но иногда бывают ситуации, что к нам в район возвращаются молодые люди со статусом сироты, а мы не знаем о них. Так бывает, если это не первое место работы сироты, и, отработав год по распределению, сирота приезжает по месту приобретения статуса. Я хочу попросить читателей подсказывать центру о таких случаях. Из практики мы знаем, наша помощь – не лишняя таким людям.

В этом году из интерната на Вилейщину вернулись трое молодых людей. Диана одна из них. И, наверное,  у нее ситуация самая тревожная. Девушка не смогла закрепиться на работе в ЖКХ: ни с мытьем подъездов не справилась, ни на сортировке мусора. Теперь пока направляем ее на временные оплачиваемые работы от центра занятости. И подыскиваем новую работу.

У девушки большие проблемы с социальной адаптацией. В силу психофизиологических особенностей, она не способна к самостоятельным целенаправленным действиям, которые нужны каждому на любой работе. Со стороны это может казаться пренебрежением к социальным нормам и требованиям, но это не так. В некоторых случаях это именно трудность, которая со временем может быть преодолена. К сожалению, это проблема не только Дианы: детям, выросшим в тепличных социально-бытовых условиях интерната, нужна долговременная социальная адаптация к жизни в обществе.  Государство оказывает реально большую материальную поддержку детям-сиротам: компенсации за питание и одежду, материальное обеспечение во время учебы и при выпуске из учебного заведения, единовременная материальная помощь, социальные пособия отдельным категориям, первоочередное право на получение жилья. Это действительно – возможность старта в достойную жизнь. Но многие сироты не могут воспользоваться этой возможностью в должной мере.


РАЗМЫШЛЕНИЕ

Возможно, решение этой проблемы лежит в плоскости государственно-общественно-частного партнерства. Общество может и должно развивать волонтерское движение в направлении помощи для социальной адаптации детей-сирот. И такие примеры есть в нашей стране, об этом чуть ниже. По словам Натальи Хмаренко, в практике центра был случай, когда одна из женщин в коллективе, куда был устроен сирота, взяла над ним шефство, помогая справляться с бытовыми трудностями. Но это единичный факт. А хорошо бы, чтобы это стало обыденностью. Как бы ни старались сотрудники ВЦТСОН, они, в силу занятости многими другими вопросами не могут находиться на связи 24 часа. Да, они решают вопросы трудоустройства, отсутствия еды (а это нередкая проблема, потому что сироты не умеют распределять деньги), помогают с получением документов, покупками бытовой техники, но этого оказывается мало. Для некоторых людей на первых годах вхождения в самостоятельную жизнь интенсивная поддержка необходима.

В Беларуси существует патронатное воспитание. Это такая форма участия граждан в воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских интернатных учреждениях, а также в учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования. Будучи патронатным воспитателем и имея договор с учебным учреждением, детей можно навещать в интернате, принимать в своей семье в выходные дни и дни каникул. Таким образом, есть возможность научить сироту тем социально-бытовым навыкам и умениям, которые в семье-то и не считаются чем-то особенным, а вот для воспитанника интерната составляют трудность.

Уже шесть лет в Беларуси работает учреждение социальной адаптации детей-сирот “Нити дружбы”. Оно проводит обучение для желающих стать патронатными воспитателями. На сайте сообщается, что они помогли более 200 детям найти патронатных родителей. Это очень здорово и вдохновляюще.

Хочется надеяться, что подобная инициатива появится и для детей (именно так!) постарше, таких, как Диана.

Ирина ТРУБАЧ

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
Яндекс.Метрика 26 queries