В минувшую пятницу на заседании Вилейского районного исполнительного комитета заслушивался вопрос «О реализации требований Директивы Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2 «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения». Тема актуальная и всегда находится под пристальным вниманием Администрации Президента и непосредственно Александра Лукашенко. И ежегодно в этом вопросе ключевым аспектом является «совершенствование»: кардинально менять подходы не требуется, а вот улучшать практику рассмотрений жалоб необходимо. О том, как осуществляется работа по решению проблемных вопросов жизнеобеспечения населения, как совершенствуется работа с обращениями граждан и юридических лиц, работа по осуществлению административных процедур у нас в районе мы беседуем с заведующим сектором по работе с обращениями граждан и юридических лиц Вилейского райисполкома Еленой Шкаевой.
– Сфера обращений граждан всегда и самая сложная, и наиболее важная. От того, как будет выстроена работа с людьми, зависит отношение к власти. Какие итоги по результатам первого полугодия можно подвести в работе с обращениями граждан?
– За январь-июнь 2017 года в Вилейский райисполком поступило 168 обращений граждан и юридических лиц (2016 г. – 203), из них письменных – 77 ( 2016 г. – 82), электронных – 37 (2016 г. – 17), устных – 54 (2016 г. – 104). В книгу замечаний и предложений райисполкома записи за истекший период не вносились. Количественный анализ поступивших обращений показывает, что по итогам 1 полугодия 2017 года наблюдается снижение общего числа обращений по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (на 17,2 %), которого удалось достичь за счет снижения и устных, и письменных обращений (на 48,1 % и 6,1 % соответственно). Вместе с тем, значительно возросло количество электронных обращений (на 117,6 %). В свете развития информационных технологий востребованность в электронных обращениях является закономерной, электронные обращения являются удобной для граждан формой общения с государственными органами.
Во исполнение пункта 1.2 Директивы № 2 руководством райисполкома еженедельно проводятся личный прием граждан и «прямые телефонные линии», ежеквартально – выездные приемы. Графики приема и «прямых телефонных линий» размещены на информационных стендах в райисполкоме, структурных подразделениях райисполкома, сельисполкомах, на официальном сайте райисполкома. Информация о проведении «прямых телефонных линий» еженедельно размещается и на страницах районной газеты «Шлях перамогі».
За январь-июнь 2017 года руководством райисполкома проведено 38 личных приемов в исполкоме, кроме того, 5 выездных приемов, принято 43 и 11 человек соответственно. Поручения, данные в ходе приемов, находятся на особом контроле. За январь-июнь 2017 года на «прямые телефонные линии» руководства райисполкома и районного Совета депутатов поступило 66 обращений, что составляет 212,9 % к уровню прошлого года (2016 г. – 31). Востребованность данной формы работы объясняется возможностью гражданам заявить об имеющихся проблемах, не выходя из собственного дома.
– Елена Васильевна, какие проблемы больше всего волнуют вилейчан сегодня?
– Анализ качественного состава обращений, поступивших в Вилейский райисполком за 2017 год, включая обращения на «прямые телефонные линии» руководства райисполкома и районного Совета депутатов, показывает, что тематика обращений охватывает широкий спектр проблем, среди которых подавляющее большинство затрагивает вопросы коммунального и дорожного хозяйства (44,4 % от общего количества обращений), жилищные вопросы (11,9 %), вопросы труда (10,7 %) и вопросы землепользования (8,9 %).
Традиционно лидером по количеству поступивших обращений является жилищно-коммунальное хозяйство. Число обращений по данной тематике по сравнению с 2016 годом возросло на 16,9 % (2017 г. – 104, 2016 г. – 89) за счет увеличения обращений по вопросам содержания и ремонта дорог, оплаты за коммунальные услуги, электроснабжения. Последнее вызвано принятием решения об ограничении уличного освещения в сельских населенных пунктах района в весенне-летний период для экономии бюджетных ресурсов и низким уровнем разъяснительной работы среди населения со стороны сельисполкомов.
Наиболее остро в настоящее время стоит и вопрос льготного кредитования населения на строительство (реконструкцию) и приобретение жилых помещений в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 6 января 2012 г. № 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений». Также актуальными в текущем году продолжают оставаться вопросы труда: за помощью в трудоустройстве обратились 8 граждан (2016 г. – 12), по вопросам оплаты труда принято 12 обращений (2016 г. – 12), по другим вопросам труда – 5 обращений (2016 г. – 6). Увеличилось количество обращений по вопросам землепользования (2017 г. – 21, 2016 г. – 15), торговли и общественного питания (2017 г. – 10, 2016 г. – 3), агропромышленного комплекса (2017 г. – 9, 2016 г. – 6), транспорта (2017 г. – 7, 2016 г. – 4), здравоохранения (2017 г. – 4, 2016 г. – 0).
– По Вашему мнению, какие причины роста обращений граждан являются ключевыми в коммунальной сфере и как организации и учреждения работают с обращениями граждан в целом?
– Основными причинами роста обращений граждан по вопросам коммунально-дорожного хозяйства наряду с объективными (сокращение финансирования работ по проведению капитального и текущего ремонтов жилого фонда и дорог) являются и недостаточная информационно-разъяснительная работа с жильцами по участию в финансировании работ по ремонту подъездов, ненадлежащий контроль качества проведения ремонтных работ, недостаточный контроль руководителей за исполнением должностных обязанностей подчиненными, формальный подход и не разрешение проблем граждан на первичном уровне.
В первом полугодии 2017 года сектором по работе с обращениями граждан и юридических лиц райисполкома изучена работа с обращениями граждан и юридических лиц в ГУП «Вилейское ЖКХ», РКУП «Вилейский водоканал», филиале КУП «Минскоблдорстрой» – «ДРСУ № 162». По итогам изучения деятельности основным недостатком в работе указанных организаций является нарушение порядка ведения делопроизводства. В ряде случаев не всегда разъясняется порядок обжалования принятых решений. Имеются отдельные случаи превышения установленных законодательством сроков рассмотрения обращений. Особое внимание руководителям жилищно-коммунальных и дорожных служб района следует обратить на необходимость организации в первую очередь работы с обращениями граждан, улучшения качества подготовки ответов на обращения, недопущение необоснованных переносов сроков и формального подхода к рассмотрению обращений, исключение случаев непринятия мер при первоначальном обращении граждан.
Отдельно следует отметить, что в 1 полугодии 2017 г. зарегистрировано 3 благодарности граждан должностным лицам за положительное рассмотрение обращений и выполнение должностных обязанностей. По итогам 1 полугодия 2017 года отмечается значительное снижение количества повторных обращений (2017 г. – 6, 2016 г. – 22). Данный факт указывает на улучшение качества подготовки ответов заявителям ответственными должностными лицами и организациями.
– И все же, практика обращений граждан в вышестоящие организации по-прежнему значительна?
– Действительно, случаи формализма, волокиты и неполного рассмотрения обращений вынуждают граждан обращаться в вышестоящие организации за решением волнующих их проблем. За январь-июнь 2017 года из Минского облисполкома поступило 19 поручений по письменным обращениям граждан (2016 г. – 45) и 8 поручений по обращениям, поступившим на «прямые телефонные линии» руководства облисполкома и областного Совета депутатов (2016 г. – 15). В первом полугодии текущего года обжаловано в вышестоящих организациях наибольшее количество ответов на обращения, подготовленных отделом жилищно-коммунального хозяйства, землеустроительной службой, отделом образования, спорта и туризма райисполкома. Хотя отдельные повторные обращения, в том числе в вышестоящие организации, не всегда свидетельствуют о недостаточной работе по рассмотрению предыдущих обращений.
– На каком уровне налажена работа сельских исполнительных комитетов в области разрешения обращений граждан?
– В сельские исполнительные комитеты Вилейского района за 1 полугодие 2017 года поступило 205 обращений (2016 г. – 234), в том числе письменных – 31 (2016 г. – 29), устных – 174 (2016 г. – 205). В книги замечаний и предложений сельисполкомов внесены 3 записи (2016 г. – 1). Наибольшее количество граждан обратилось в Куренецкий (35) и Людвиновский (34) сельисполкомы, наименьшее – в Кривосельский (6), Осиповичский (8) и Хотенчицкий (11) сельисполкомы. Вместе с тем, в Вилейский райисполком направлено 103 обращения жителями сельских населенных пунктов, а также по вопросам жизнедеятельности сельских населенных пунктов в вышестоящие организации – 20 обращений. Наибольшее количество обращений поступило от жителей Ильянского (29), Хотенчицкого (19) и Долгиновского (14) сельсоветов. Причиной является недостаточное информирование граждан о возможностях обращения в сельисполкомы для решения проблемных вопросов, отсутствие объявлений о проведении «прямых телефонных линий», личных приемов в местах массового пребывания людей. Этот факт также подвергся критике и со стороны председателя Вилейского райисполкома Виктора Кота и непосредственно на заседании были даны конкретные поручения. Кроме того, существует недоверие граждан к исполнительным и распорядительным органам первичного уровня в связи с невыполнением ими данных ранее обещаний.
– Подытоживая работу по обращениям граждан, что можно отметить на будущее для совершенствования данной деятельности?
– Хочется еще раз отметить, что вопросы своевременного и всестроннего рассмотрения обращений граждан и юридических лиц, исполнения административных процедур, а также выполнения требований, содержащихся в Директиве Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2 «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения», находятся на постоянном контроле райисполкома. Так, в конце мая текущего года сектором по работе с обращениями граждан и юридических лиц райисполкома проведен семинар-совещание «Проблемные вопросы, связанные с исполнением законодательства об обращениях граждан и юридических лиц» для должностных лиц структурных подразделений райисполкома, сельских исполнительных комитетов, организаций района, ответственных за работу с обращениями граждан и юридических лиц и осуществление административных процедур.
Проводится значительная работа для того, чтобы во втором полугодии 2017 года регистрация заявлений и направление запросов граждан максимально осуществлялась с применением программного комплекса «Одно окно». Тем более, что с 1 ноября 2017 года в республике повсеместно внедряется вторая очередь данного программного комплекса.
Также всем структурным подразделениям райисполкома, районным организациям следует шире использовать возможность широкого информирования населения через средства массовой информации, проводить более значительную разъяснительную работу. Ведь проблемы людей всегда должны быть на первом плане.
Беседовал Сергей ГОНЧАР. Фото автора