Шлях Перамогі

Вилейская районная газета – свежие и интересные новости

Вилейчане поднялись на Восточную вершину Эльбруса, высота которой 5621 метра

Восхождение на Эльбрус в память о знаменитом вилейском туристе и краеведе Виталии Костенко и его детище «Зурбагане» совершили вилейчане в августе. Это можно было бы считать частной инициативой отдельных людей, и всё же — это был поход «Зурбагана». О чём есть свидетельство на пике Эльбруса — вилейчане оставили там вымпел-знак турклуба.

Восхождение совершили сын Виталия Костенко — Андрей, его внук — Кирилл, а также Олег Гордеев, его сын Владислав и Александр Халько.

По замечанию бывалых альпинистов, Эльбрус непредсказуем. Как он встретил наших земляков и какие мысли одолевают на вершине, об этом мы расспросили руководителя восхождения Олега Гордеева.

– Олег, я так понимаю, что это не первый Ваш поход в горы …

– Действительно, впервые в горы я пошёл в 1988 году. В советские времена вместе с «Зурбаганом» был в Карпатах, на Алтае, в киргизском Алатау, западном Кавказе, Хибинах, Фанских горах. Последний мой поход – 1993 год, Приполярный Урал.

– Как же тогда собрались на Эльбрус?

– Случайно минувшей осенью в лесу встретил Андрея Костенко, тот предложил: «А давай на Эльбрус?»— «Давай». И как-то завертелось, стало обсуждаться в кругах знакомых, потом уже хода назад не было, раз заявили тему. Но главное, горы до сих пор манят и притягивают. Поэтому согласился.

– Почти год ушёл на подготовку?

– В некотором смысле – зарабатывали деньги на поход. А физической подготовкой мы с сыном не занимались. Ребята говорили, что бегали в качестве тренировки, но точно не знаю.

– А снаряжение?

– Я когда-то занимался промышленным альпинизмом, что-то осталось. Кошки и ледорубы – «зурбагановские», лежали в гараже. Кое-что докупил.

– Олег, расскажите, был ли сложным для Вас маршрут, с чем пришлось столкнуться?

– Мы выбрали вариант восхождения на Восточную вершину Эльбруса с севера. Есть еще маршруты с юга, востока и запада. Наш вариант более сложный, нежели, скажем, южный маршрут. На последнем есть возможность доехать на ратраках до высоты 4800 метров и оттуда начинать восхождение. Мы же выбрали более сложный маршрут, и менее людный, соответственно. Хотя людей все же хватало. Начали путь с поляны Эмануэля (2600 м). Здесь разбили лагерь и провели несколько радиальных выходов. Это необходимо для акклиматизации, чтобы не свалила «горняшка» (горная болезнь, проявляющаяся головными болями, тошнотой, расстройствами желудка). Организм должен привыкнуть к разреженному горному воздуху. Ходили на водопады Султан, Эмир, Хан, к термальным нарзанным источникам – в долину Джилы Су. Оставаться подольше возле источников не было желания – слишком много людей. До этого места есть хорошая дорога, поэтому многие приезжают сюда, чтобы подлечиться. Рассказывают, что принятие минеральных ванн в Джилы Су очень благотворно сказывается на деятельности почек, печени и других внутренних органов, кто-то приезжает сюда подлечить суставы.

Затем мы перебрались на Райскую поляну. Оттуда выходили смотреть Скальные Грибы – впечатляющее мастерство природы. Затем поднялись в Северный приют или Штурмовой лагерь. Здесь находятся вагончики горных спасателей. И именно отсюда уже начинается собственно восхождение. Штурмовой располагается на высоте 3750 метров. И тоже, для привыкания к этой высоте, сделали выход к нижним скалам Ленца (4500 м). Потом была днёвка для восполнения сил перед последним участком восхождения.

Его мы начали в полночь. В два часа стартовали. Весь пусть до вершины горы Восточной занял 10 часов, спуск – 4 часа.

Что было сложным? Если честно, весь путь сложный, он требует напряжения физических сил, но в целом всё сложилось для нас удачно.

– А что с погодой? Говорят, прогнозов на погоду на Эльбрусе не дает никто.

– Это так. Погода там меняется стремительно. Но нам повезло. Сначала, правда, шел дождь, но остальные пять дней были погожими. Здесь так и говорят: либо в начале маршрута погода подведет, либо на завершающем этапе. Тогда приходится в лагере по нескольку дней ждать улучшения метеоусловий. Кстати, мы так и думали, что придется пережидать непогоду, поэтому запаслись продуктами на две недели. Однако погода нам в целом благоприятствовала, и восхождение мы совершили за восемь дней.

Продукты отдали на маршруте нуждающимся. Нам, кстати, тоже кто-то чего-то отдавал.

– Вас что-то удивило на треке?

– Да. Москвич, который отправился покорять Эльбрус без светозащитных очков. Интересно, что он прошёл маршрут в одиночку. Кирилл, кстати, выручил его и отдал запасные очки.

– Расскажите, какие мысли приходят в голову, когда ты на вершине? «Только немного завидуешь тем, другим – у которых вершина ещё впереди»?

– Типа «Вау! Мы сделали это!» – не про меня. Да – взошли на вершину, добились запланированной цели, осуществили мечту, но фееричной радости я не ощутил. Как раньше, когда я ходил в горы, всякий раз думал: «Зачем я в это ввязался?». Так и сейчас эта мысль появлялась, но лучше гор только горы, поэтому, когда есть возможность, с радостью выходишь на маршрут снова.


А на вершине мы ели яблоки. Принесли с собой, у кого-то из альпинистов прочитали, готовясь к восхождению, что у яблок на пике Эльбруса невероятный вкус. Это правда, что в условиях многодневного нахождения в высокогорье изменяются вкусовые ощущения. Я, например, страстный любитель кофе, но пить его на маршруте совершенно не мог. Только чай. Но вкус яблок мне не показался особенным.

На вершине мы провели около получаса. Сфотографировались с баннером-логотипом «Зурбагана» возле конуса, символизирующего пик горы. Вымпел-знак турклуба, на котором написано «Восхождение в память Виталия Костенко» – мы оставили на вершине. И –вниз.

– Олег, маршруты восхождения на Эльбрус обустроены?

– Да. Например, на поляне Эмануэля есть стационарные и палаточные дома. Есть возможность принять душ и в лагере Штурмовой, где базируются спасатели. Но всё это платно, мы этим не пользовались. Можно взять гида на весь маршрут или на часть. Например, услуга гида на участке от Штурмового до пика горы Восточной стоит 500 долларов. Есть на Эльбрусе и свои «шерпы» – те, кто тащат рюкзаки туристов, а те совершают восхождение налегке. Ценник – 50 долларов в день. Кстати, мы встретили минского студента, который подрабатывает летом таким образом.

– Так, Олег, всё-таки – жив ли «Зурбаган»?

– Скажу так: «Зурбагана» нет, а люди-то остались…

Ирина ТРУБАЧ.
Фото предоставлено Олегом Гордеевым

Эльбрус – высочайший горный массив Большого Кавказа. Одновременно он носит титул высшей точки Европы и России. Он представляет собой конус потухшего вулкана. Западная вершина Эльбруса (высота 5642 м) и Восточная (5621 м) разделены глубокой седловиной (5325 м). Первое зарегистрированное восхождение на Эльбрус было совершено в 1829 году экспедицией Русского Географического Общества под руководством генерала Г. А. Эмануэля. Первым на Западную вершину (5642 м) в 1868 году взошел англичанин Дуглас Фрешфильд.

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
НОВОСТИ РУБРИКИ
Яндекс.Метрика 40 queries