Раннее развитие ребёнка, о котором сегодня так много говорится из разных уст – что это? Необходимость, закладывающая фундамент для развития интеллектуальных и творческих способностей ребёнка? Или дань моде – раз другие мамочки занимаются, то и нам надо бы, мы же не хуже.
Для начала определимся с понятием. Не претендуя на теоретическую точность, предложу такую формулировку развития ребенка – как объективный процесс перехода от одного возрастного периода к другому, при котором у ребенка появляются новые качества и свойства. Как утверждают психологи, темп этого процесса строго индивидуален, хотя, конечно же, укладывается в периодизацию психофизиологического развития, которую давно (и в разных вариантах) разработали ученые.
Как бы там не было теоретически верно, практически мы понимаем раннее развитие как интенсивное развитие способностей ребенка в возрасте от 0 до 3 лет. Уверена, что многие из нас вообще рассматривают раннее развитие как синоним необходимости как можно раньше отдать малыша на развивающие занятия. А то может быть поздно?! Кстати, именно так провокационно – «После трех уже поздно» – и назвал свою книгу основатель «Sony» Масару Ибука, известный также как автор концепции раннего развития. Он доказывал многочисленными примерами её применения, что дети не рождаются гениями или,наоборот, серыми посредственностями, а делает их таковыми окружающая среда, создаваемая родителями. Впрочем, четкой системы в книге вы не найдете, но суть сводится к одному – родителям нужно интенсивно заниматься малышами в этом возрасте, поскольку, как считается, именно в этот период формируется около 80 процентов нейронных связей в коре головного мозга. Иначе можно не успеть помочь развиться способностям ребенка.
Мамы, которые чутко наблюдают за своим чадом, подтвердят: малыш с рождения живо интересуется, прекрасно запоминает, с удовольствием повторяет новые действия. Поэтому занимательные игры – лучший способ развития творческого воображения, логических способностей малыша – всего того, что в дальнейшем позволит ребенку легче усваивать информацию, а значит, успешно овладевать любыми навыками и умениями.
О необходимости заниматься с малышами с пеленок не знают разве только в социально неблагополучных семья. Везде же, где дети рождаются желанными, об этой теме наслышаны и стремятся воплотить её в жизнь. В больших городах эта сфера отдана на откуп многочисленным школам, академиям и центрам развития. Будучи в столице, мы с дочками прошлись по пробным занятиям нескольких центров: и главный вывод, который я, как мама, сделала для себя – не все центры одинаково хороши для малышей. Есть такие, которые ориентируются только на внешний антураж, в ущерб содержательной части: ни продуманных программ, ни методических пособий, ни разнообразия развивающих игрушек. Часто просто стандартный набор – потанцевали, порисовали, полепили. И, что меня вообще удивило, без родителей, за закрытыми дверями. Зато в красивом интерьере(!).
Но для нашего города тема выбора студий или центров развития не актуальна – по причине отсутствия таковых. Хотя, судя по немногочисленным откликам, иногда появляющимся на вилейских страницах социальных сетей, есть мамы, которые бы хотели водить малышей в подобные студии.
Ведь, чтобы полноценно заниматься по какой-то методике, даже не требующей специальных пособий, нужно готовиться: придумывать идею занятия, подбирать и готовить материал. Думаю, работающие многодетные мамы (да и те, кто в «декрете») согласятся: системно заниматься дома с малышами не хватает времени, да и знаний.
А что по поводу интенсивного развития детей раннего возраста думают психологи? Комментарий мы взяли у психолога детского сада №8 Аллы Лангер, специалиста в психологическом консультировании более чем с 20-летним стажем.
– Развивающие занятия необходимы и эффективны, когда родители точно понимают потребности ребенка на каждом этапе его развития. Именно от потребностей малыша стоит отталкиваться в выборе программ и методик раннего развития. А для этого мамам целесообразно повышать компетенцию – в сфере детской психологии для того, чтобы знать особенности психофизического развития ребенка в каждый возрастной период. Понимать текущую мотивацию ребенка, правильно оценивать его способы взаимодействия с миром, наблюдать направления его развития.
Но, что гораздо важнее, мамы и папы должны развивать собственную родительскую компетенцию. О чем это? Да о том, что родителям нужно научиться творить, созидать семью, в которой ребенку хорошо, где он будет развиваться в соответствии с собственным темпом познания окружающей действительности. Не спешить записать полуторагодовалого малыша в академию (?!) раннего развития, а проживать каждый день жизни вместе с ребенком – думать, чувствовать, учиться «прочитывать» свои чувства. Ведь основное, чему должна научить семья – навыкам эффективного общения человека с человеком. А для того, чтобы этому научить, нужно самим родителям владеть этим искусством. А мастерство общения с другим невозможно без открытия, осознания своего «Я». Поэтому, в конечном счете, воспитание ребенка – это воспитание себя.
Моя практика показывает, что современные родители становятся более инфантильными, а значит, и подверженными разнообразным страхам. В отношении ребенка – это страх за его будущее, отсюда стремление «напичкать» ребенка навыками и умениями его возрасту не свойственными. Считать и читать в 3 года, хорошо играть на скрипке – в 5. «Я должен сегодня максимально его научить, это станет основой его завтрашнего счастья, а я, наконец, буду спокоен». Примерно такие представления у многих родителей, хотя они, конечно, и не осознаются.
Поэтому я ратую (и на консультациях всегда говорю родителям) – лучшее, что вы можете сделать для ребенка – это разобраться в себе, искать собственные смыслы в жизни, признавать и уважать «Я» другого человека. К слову, рекомендую всем прочесть книгу Стивена Кови «Семь навыков высокоэффективных семей». Именно «взросление» родителей – залог эффективного развития (в том числе и раннего) ребёнка.
Ирина ТРУБАЧ