Шумный ребёнок-баловник, который полон сил и энергии, который просыпается ни свет ни заря, вечный «прыгатель» и «хвататель» – это радость для родителей, а не повод для беспокойства. И с гиперактивностью такое поведение не имеет ничего общего. Но всё же существует ряд поведенческих признаков, когда ребёнку нужна помощь специалиста, а его родителям – квалифицированный совет. С врачом-психиатром Вилейской ЦРБ Светланой ГОНЧАРОВОЙ говорим о СДВГ – синдроме дефицита внимания и гиперактивности.
– Светлана Анатольевна, в последнее время специалисты нередко говорят о детской гиперактивности и синдроме дефицита внимания у детей. Что же кроется за этой аббревиатурой – СДВГ?
– СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) – это расстройство, и оно не является следствием плохого воспитания. СДВГ является распространенным расстройством, которое встречается у 3-7% детей школьного возраста. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности испытывают трудности в концентрации внимания и в связи с этим не всегда могут справляться с учебными заданиями. Они делают ошибки по невнимательности, не обращают внимания и не слушают объяснений. Иногда они могут проявлять чрезмерную подвижность, вертеться, вставать, совершать много ненужных действий вместо того, чтобы сидеть спокойно и сосредоточиться на учебе или других занятиях. Такое поведение бывает неприемлемым в классе и создает проблемы как в школе, так и дома. Такие дети часто имеют низкую успеваемость и часто считаются озорниками, непослушными. При этом они сами могут страдать от низкой самооценки, им трудно заводить друзей. На самом деле причиной вышеуказанного поведения является недостаток определенных биологически активных веществ в некоторых отделах головного мозга.
– Каковы особенности поведения при синдроме дефицита внимания и гиперактивности у детей?
– Особенности поведения при СДВГ следующие.
- Симптомы невнимательности. Такие дети легко отвлекаются, забывчивы, с трудом сосредотачивают свое внимание. У них возникают проблемы с выполнением заданий, соблюдением инструкций. Складывается впечатление, что они не слушают, когда им что-то говорят.
- Симптомы гиперактивности. Дети кажутся нетерпеливыми, избыточно общительными, суетливыми, не могут долго усидеть на месте. Говоря образно, они все время в движении.
- Симптомы импульсивности. Очень часто на занятиях в классе дети с СДВГ выкрикивают ответ до того, как учитель закончит свой вопрос, постоянно перебивают, им трудно дождаться своей очереди. Если они чего-то хотят, то они должны получать это в тот же момент, не поддаваясь на разнообразные уговоры.
У некоторых детей выявляются другие расстройства, которые сопутствуют СДВГ. Это расстройства развития учебных навыков, которые приводят к тому, что успеваемость у ребенка значительно ниже, чем у сверстников. Это и вызывающее оппозиционное расстройство, которое проявляется умышленным непослушанием, враждебным и даже буйным поведением. Характерны эмоциональные расстройства, когда ребенок чувствует упадок сил, становится нервным, плаксивым. Тики также могут сопутствовать СДВГ. Проявление тиков разнообразно: подергивание мышц лица, длительное сопение, подергивание головы.
– Светлана Анатольевна, чем нужно руководствоваться родителям в таком случае? Какую тактику выбрать?
– Воспитывать ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности нелегко. Вас могут сердить и расстраивать поведение и плохая учеба вашего ребенка, может сложиться впечатление, что вы – плохой родитель. Эти чувства вполне понятны, но неоправданны. Если у ребенка СДВГ, дома нужно придерживаться следующих правил:
- Вырабатывайте позитивное отношение. Вместо того чтобы критиковать ребенка и говорить ему, что он не должен делать, скажите ребенку, что ему следует делать. Например, вместо «Не бросай свою одежду на пол» – попробуйте сказать «Давай я помогу тебе убрать одежду».
- Не скупитесь на похвалу.
- Помогите своему ребенку не волноваться. Такие занятия как спокойные игры, прослушивание приятной музыки, принятие ванны помогут ребенку успокоиться, когда он раздражен или разочарован.
- Составьте простые и легкие правила. Детям нужен определенный распорядок. С его помощью они знают, когда и что им нужно сделать и чувствуют себя спокойнее. Выполняйте ежедневные дела в одно и то же время дня.
- Больше общайтесь. Разговаривайте со своим ребенком. Обсуждайте с ним разные темы. Узнайте, что он думает. Задавайте открытые вопросы, которые предполагают рассказ. Слушайте, когда он говорит с вами, и давайте позитивные комментарии.
- Ограничьте количество отвлекающих факторов и контролируйте работу ребенка. Когда вашему ребенку необходимо сосредоточиться на выполнении задания, ему необходимы особые уменья. Уменьшение отвлекающих факторов помогает лучше сконцентрироваться.
- Правильно реагируйте на плохое поведение. Объясните, что именно расстроило вас в поведении ребёнка. Избегайте обобщений. Наказание должно быть справедливым. Не вступайте в споры с ребенком. Не прибегайте к тактике угроз.
- Отдыхайте сами. Иногда вам тоже нужен отдых и время для себя. Пригласите кого-нибудь посидеть с ребенком.
– Что бы Вы порекомендовали учителям, которым, как известно, приходится взаимодействовать с разными учениками?
– Уважаемые учителя, принимайте детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью такими, какие они есть, не пытайтесь их изменить, переформатировать их личность или поведение. Налаживайте отношения с родителями – как по учебным, так и по общечеловеческим вопросам. Родители иногда находят потрясающие методики, которые можно применять для работы в классе. Просите о помощи, если она вам требуется. Не геройствуйте, не молчите. Так будет честнее по отношению и к ребенку, и к вам. Ориентируйтесь на ребенка, узнайте информацию о нем самом. Спросите у него: какой урок тебе понравился больше всего? Какой – меньше всего? В чем их отличие? Попытайтесь узнать у самого ребенка, как он предпочитает учиться. Понимает ли ребенок, что он немного отличается от сверстников? Способен ли объяснить суть этого отличия?
Учащимся с СДВГ нужна система, и в этом вам помогут списки. Скажем, пошаговая инструкция, как писать сочинение, или как поступать, когда тебя отчитывают. Чтобы вернуть учащегося с СДВГ к работе, посмотрите ему в глаза, только дружелюбно, без укора. Посадите ребенка поближе к своему столу и старайтесь не выпускать из поля зрения – так у него будет стимул не отвлекаться. Если хотите помочь ребенку сосредоточиться, дайте ему блокнот, пусть пишет, рисует, таким образом он снимет напряжение. Прибегайте к альтернативным методам записи информации. Помните, главное – чтобы ребенок осмыслил подаваемый материал. Чаще комментируйте работу учащегося с СДВГ, тогда он будет больше стараться. Естественно, его очень воодушевит похвала, и если правильно ее принимать, можно формировать в ребенке внутреннюю мотивацию, которая всем нам так нужна! Разбивайте объемные задания на более мелкие – лучше меньше, да лучше. Побольше юмора и веселья: дети, которые умудряются смеяться на уроках, счастливы и увлечены учебой.
Повторяйте, повторяйте и еще раз повторяйте, причем не повышая голоса, тогда у детей с СДВГ появится шанс запомнить то, что вы говорите. Дети постарше будут лучше учиться, если вы им заранее скажете, что они будут проходить на следующем уроке. Находите любую возможность порадоваться и похвалить. За что угодно. Ищите в них таланты и взращивайте их. Жизнь часто проверяет их на прочность, поэтому дети с СДВГ, как правило, гибки и отходчивы: душа у них щедрая, и они всегда рады помочь. Творческий потенциал этих детей не знает границ, у них в голове роится множество мыслей, а воображение поистине чудесно. Да, дети с СДВГ легко отвлекаются, зато они подмечают то, что не дано увидеть другим. У синдрома дефицита внимания и гиперактивности немало положительных сторон, поэтому данное расстройство следует рассматривать как очередную особенность жизни и обучения, но ни в коем случае не ограничение. К наличию таланта или интеллекта СДВГ не имеет никакого отношения. Многие дети, обремененные этим синдромом, творчески одарены и обладают ясным умом. Когда дети с СДВГ увлечены, их пыл и рвение поистине волшебны. Они умеют истово трудиться: они хотят во всем быть первыми. Их очень сложно оторвать от действительности, которая им интересна. Ребенку с СДВГ не показано индивидуальное обучение, потому что его проблемы возникают не тогда, когда он сидит дома и занимается с репетитором, а когда выходит в люди. Такому ребенку надо знать свою особенность и научиться с ней жить.
– Спасибо за подробный рассказ, Светлана Анатольевна. Думаю, информация будет интересна нашим читателям.
Беседовала Татьяна ШЕРШНЁВА





