2 апреля – Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. О заболевании говорим со Светланой Гончаровой, врачом-психиатром Вилейской центральной районной больницы.
– Светлана Анатольевна, что же специалисты называют аутизмом?
– Аутизм – психическое расстройство, которое возникает в результате нарушений развития головного мозга, характеризуется дефицитом социального контакта и общения, ограниченными интересами и однотипными, повторяющимися действиями.
Детский аутизм является особым видом отклонения в психическом развитии. В силу клинического разнообразия проявлений данного искажения возник термин «расстройство аутистического спектра» (РАС), объединяющий все варианты аутистических расстройств и обозначающий группу детей, нуждающихся в специализированной помощи.
До сих пор неизвестно, что является причиной возникновения аутизма и что именно нарушается у такого ребенка. Существуют разные теории, но ни одна из них не может целиком и полностью объяснить природу данного расстройства. Аутизм сегодня неизлечим.
– Портрет ребёнка с аутизмом… Какой он?
– Чтобы понять, что происходит с таким ребенком, представьте себе, что все, что вы ощущаете, чувствуете – увеличилось или уменьшилось стократно. Легкие прикосновения могут вызвать боль, а сильный удар, наоборот, останется незамеченным. Яркая вещь, ранее привычные звуки станут пугающими, а речь собеседника превратится в мелодию. Сложно такое представить, но можно понять, что мир воспринимается ими иначе.
У таких детей много различных особенностей, но то, что их действительно отличает от других – это выраженные трудности во взаимодействии с другими людьми и с окружающим миром в целом.
– Как ребёнок с аутизмом воспринимает сам себя и других людей?
– Как правило, у таких детей сильно искажен процесс формирования личности. Он с трудом самостоятельно идентифицирует себя со своим телом, выделяет себя из окружающего мира. У таких детей могут быть нарушены эмоциональные связи даже с самыми близкими людьми. Ребёнок может подолгу находиться один, не умеет выражать свои желания, обращаться за помощью, а взрослого человека может использовать как неодушевленный предмет. Одни дети с аутизмом могут вообще не пользоваться речью, а другие выдают развернутые взрослые монологи, цитируют фразы из книг и мультфильмов. И в том, и в другом случаях их речь практически не выступает средством общения. Что же касается их интеллектуальных способностей, то здесь такая же картина – от парциальной одаренности – до умственной отсталости. Ребенок может решать сложные математические задачи и быть не способным сходить в магазин или завязать шнурки.
– Как происходит его взаимодействие с окружающим миром?
– Если такой ребенок начнет вливаться в этот мир, то он будет оберегать привычный для него уклад жизни. Не потому, что он упрям, а потому, что любые изменения подобны кошмару. Пошли на прогулку другим маршрутом – истерика. Мама поменяла вещи местами – скандал. При этом не каждый ребенок будет ярко и бурно выражать свои эмоции, реакция может быть незаметной и отставленной во времени: перестал кушать, говорить или поднялась температура.
– В каком случае родителям нужно бить тревогу? Какие особенности ребёнка должны сразу насторожить?
– Визит к врачу необходим, если ребенок не отзывается, когда его зовут по имени; испытывает задержку темпов речевого развития; не понимает, как играть с той или иной игрушкой; плохо устанавливает зрительный контакт; не улыбается другим; не лепечет и не гулит в возрасте 12 месяцев; не говорит отдельные слова в 16 месяцев; не произносит фразы из 2-х слов в 24 месяца; наблюдается утрата речевых или социальных навыков в любом возрасте.
– В чём заключается медицинская помощь детям с аутизмом?
– Это ранняя диагностика и лечение тех психических нарушений, которые сопутствуют либо осложняют течение аутизма. Акцент же делается на психокоррекционную помощь и реабилитацию, которые способны изменить качество жизни детей с аутизмом, их социальную адаптацию и интеграцию в общество сверстников.
Беседовала Татьяна ШЕРШНЁВА