Дети бывают разными. Шумные и тихони, непоседы и спокойные, весельчаки и хныкающие по любому поводу. В любой семье, где подрастает несколько ребятишек, внимательные родители видят характер каждого с самого раннего детства и обязательно отмечают, что каждое дитя – индивидуальность, и с этим нужно считаться.
– И почему он такой упёртый?! – недоумевает мама мальчика лет пяти. – Хоть кол на голове чеши! Накажешь, а он как скала – ни слова. Другой бы заплакал, попросился, мол, пожалей и, глядишь, отлегло бы от сердца… А этот только молчит да смотрит исподлобья.
Казалось бы, обычная ситуация, нечего из неё строить проблему. Однако нет-нет да и закрадётся сомнение: что будет дальше с этим молчуном, правильно ли ведёт себя с ним мама и как поступать с ребёнком дальше? Сегодня об индивидуальности и здоровье детей родителям, бабушкам и дедушкам, воспитателям рассказывает педагог-психолог Дошкольного центра развития ребёнка г. Вилейки Алла ЛАНГЕР.
– Сегодня всем вместе – родителям, педагогам и психологам – важно добиться единого понимания термина «здоровье» ребенка и взрослого человека.
Если вы хотите воспитать ребенка здоровым и счастливым, сами постарайтесь вести здоровую жизнь и быть счастливым. Живите свою жизнь, не перекладывая ответственности за нее на других – на государство, на начальство или на Бога. Все специалисты социально-педагогической и психологической службы готовы вам помогать, если вы станете искать оптимальные пути для образования и воспитания здорового и счастливого ребенка. Так определяется партнерское взаимодействие и цели профилактической и просветительской работы в Дошкольном центре развития ребенка.
Как часто мы, взрослые, забываем простую истину о том, что здоровье является самым большим богатством человека. Но вот мы стали родителями, и все, что связано со здоровьем нашего малыша, стало первейшей нашей заботой. Только давайте в этой заботе постоянно смотреть не только на физическую часть здоровья своего ребенка, но и разбираться в зависимости и взаимовлиянии физического и психологического здоровья человека. Психолог как специалист социально-педагогической и психологической службы в образовательном учреждении помогает родителям и педагогам разобраться в сложнейшей и главной составляющей здоровья и развития ребенка – психологической или душевной, или эмоциональной, или личностной. Можно по-разному эту часть здоровья называть, и все будет верно, но важно понять, чем оно наполнено.
– Как развивать малыша, обучать и воспитывать его в сегодняшних условиях жизни общества, когда кажется, что многое из окружающего стремится как раз сделать наоборот, т. е. нанести прямой вред или разрушить наше душевное здоровье, наши эмоции и чувства?
– Ответ и простой, и сложный: любить жизнь и любить своего малыша как продолжение жизни не только собственной, но и жизни земной.
Теория говорит о необходимости в процессе развития, воспитания и обучения ребенка прививать базовые человеческие чувства и потребности: безопасность (чувство защищенности); осознание собственной уникальности (желание чувствовать себя уникальным, неповторимым); принадлежность к группе людей (чувство общности, принадлежности к группе людей – семьи, общества); наличие цели (ощущение, что все, что делает ребенок, имеет смысл); возможность соревноваться (желание преодолевать трудности и доказывать себе и окружающим свою компетентность и состоятельность).
– Это в теории, а как быть с практикой, где этому можно и как научиться?
– Для этого и нужны психологи в образовательном учреждении. Поэтому и пришла идея говорить с родителями и педагогами, в том числе и со страницы районной газеты, настраиваясь на построение практики вопросов и ответов.
Сегодня хотелось бы сказать об индивидуальности и здоровье ребенка. Рекомендую понаблюдать вместе с психологом индивидуальные природные особенности вашего малыша, т. е. насколько он активен и эмоционален в зависимости от типа его высшей нервной системы, от его темперамента, от группы его крови. И определить, какой преобладающий тип темперамента у вас самих, родителей.
Исследования показали, что новорожденные начинают выражать свое эмоциональное состояние очень рано. Это может дать родителям возможность взять контроль над проблемами поведения прежде, чем они полностью проявятся. Психологи и педагоги убеждают, что можно подстроить наш стиль воспитания к личности ребенка и уладить положение вещей к общему благополучию и родителей, и детей.
В пятидесятых годах прошлого века команда ученых Стеллы Чейз и Александра Томаса выделила следующие девять параметров темперамента: уровень активности; объем внимания; приспособляемость; концентрация; рассеянность; переменчивость; порог чувствительности; ответная реакция на трудности; предсказуемость действий.
Перечисленные выше проявления темперамента и характера видны уже на первом месяце жизни ребенка.
Темперамент ребенка определяет его стиль поведения. Часто совершенно естественные для нашего отпрыска действия или эмоции вызывают у нас раздражение, если мы не понимаем темперамент ребенка. И наоборот – ясно представляя причины того или иного поведения, мы имеем возможность предугадывать ситуации и чувства в будущем. Мы знаем, что и уровень активности, и «управляемость» частично наследуются, но также мы знаем, что оба эти качества поддаются влиянию окружающей среды и воспитания.
Ключ к предотвращению этого лежит в эффективном воспитании и в понимании того, что подход к одному ребенку часто не подходит другому. Например, если ваш ребенок сопротивляется новым впечатлениям, медленно предоставляйте ему новую идею и постепенно привносите новый опыт. Детям, которые боятся того, «что может случиться, если», надо помогать побороть этот страх перед этим «что, если» и объяснять, как можно повести себя в разных ситуациях, чтобы почувствовать себя уверенными и подготовленными.
Личность и темперамент вашего ребенка уникальны и являются частью его индивидуальности. Ваши наблюдения и консультация у педагога-психолога помогут вам исследовать индивидуальный тип темперамента ваш и вашего ребенка.
– Думаю, Алла Васильевна, некоторые читатели пожелают встретиться с Вами лично и побеседовать.
– Жду их в этом учебном году каждые вторник, среду и пятницу в 8.00 часов. Это время для индивидуальных консультаций педагога-психолога с родителями. Волнующие вилейчан вопросы о здоровье, развитии, обучении и воспитании ребенка, думаю, будут являться важным ориентиром для публикаций психолога в районной газете.
– Будем рады такому сотрудничеству. Спасибо за беседу.
Подготовила Ирина БУДЬКО