Уже в 2018 году население Беларуси будет платить за коммунальные услуги по полной, то есть тарифы на услуги (пока за исключением тепловой энергии) будут установлены на уровне 100% затрат на их оказание.
Чтобы население понимало, каким образом будут формироваться тарифы и какой тарифной политики намерено придерживаться государство, правительство разработало проект «Тарифной тетради», в которой обозначено, из чего складывается стоимость той либо иной услуги и кто и сколько за нее придется платить.
Проект «тетради» разослали в бизнес-союзы для согласования и сбора предложений.
Что предлагает «Тарифная тетрадь»
Электричество. Тариф на электрическую энергию, используемую для нагрева, предлагается снизить до уровня стоимости тепловой энергии.
Техобслуживание. Тариф на техническое обслуживание предлагается дифференцировать в зависимости от типа зданий — одноквартирные и блокированные дома; многоквартирные дома малой и средней этажности (до пяти этажей); многоквартирные многоэтажные дома (6-10 этажей), многоквартирные дома повышенной этажности (более 10 этажей).
Кроме того, предлагается применять повышающий коэффициент 1,3, если площадь квартиры превышает норматив 20 кв. м на человека + 10 кв. м на семью; если в квартире никто не зарегистрирован; если в квартире зарегистрировано ЧУП.
Вода. Что касается водоснабжения, то предлагается устанавливать разные тарифы для частного и многоквартирного жилого фонда. При этом сохраняется дифференцированный подход в зависимости от объемов потребления воды. Сверхнормативная вода будет оплачиваться с повышающим коэффициентом 1,3.
Еще одно новшество — тарифы на воду планируется привязать к ее качеству. Мол, вода плохого качества вынуждает потребителя нести дополнительные траты на системы очистки или бутилированную воду.
Речь идет об артезианской воде и воде из наземных источников. В Беларуси только Гомель и Минск имеют поверхностные источники водоснабжения, остальные города обеспечены питьевой водой из артезианских скважин. В столице жители Фрунзенского, Московского и части Октябрьского районов пьют хлорированную воду, которая поступает из Вилейско-Минской водной системы.
Вода, требующая доочистки, будет оплачиваться с понижающим коэффициентом 0,5. При этом для всех тарифов сохраняется лимит потребления в 140 литров на человека в сутки.
Тепло. Оплачивать теплоснабжение предлагается в зависимости от наличия индивидуальных счетчиков тепла и энергоэффективности дома.
Уборка дома и территории. Предлагается ввести три тарифа — А, Б и В. Базовым будет считаться тариф Б, который соответствует тому набору услуг и их периодичности, который оказывается сейчас. Тариф А позволит расширить набор услуг, но будет стоить дороже. Тариф В, соответственно, предполагает меньшее количество услуг за меньшую плату.
Лифт. Уровень платы за пользование лифтом также предлагается привязать к этажности дома. Базовый тариф будет рассчитан для 9-этажного дома, для зданий иной этажности будет действовать поправочный коэффициент на каждый этаж выше/ниже девятого.
Вывоз мусора. Тарифы на обращение с твердыми коммунальными отходами предлагается установить в зависимости от наличия в доме мусоропровода, а для частного сектора и садовых товариществ — в зависимости от способа сбора мусора (раздельный либо всё в один контейнер).
Исполнительный директор Международной ассоциации менеджмента недвижимости Геннадий Калёнов считает дифференциацию, которая предлагается «Тарифной тетрадью», прогрессивным явлением.
В частности, сегодня техническое обслуживание считается по среднему по стране тарифу, при том, что дома разные. В одном затраты на техобслуживание меньше, в другом больше.
Калёнов также считает, что введение повышающих коэффициентов на ряд услуг в зависимости от площади жилья также оправдано: «С одной стороны, коэффициенты устанавливаются вручную, это проблема ручного управления. С другой, в 100% тарифа входит только себестоимость, но не прибыль за оказание услуги».
То есть, поясняет эксперт, повышающий коэффициент на услуги для тех квартир, где, например, никто не зарегистрирован — это отказ государства поддерживать владельцев нескольких квартир: «Почему государство за счет бюджета должно доплачивать за коммунальные услуги тем, кто имеет в собственности несколько квартир?»
Что касается дифференциация тарифов на теплоснабжение в зависимости от наличия индивидуальных приборов учета тепла и энергоэффективности жилого дома, то здесь в аутсайдерах окажутся те, кто живет в старых домах.
Значительная часть жилого фонда Беларуси конструктивно не приспособлена к установке приборов учета тепла, ведь около 70% жилых домов были построены до 1994 года. Многие из старых многоэтажек имеют встроенную в стены отопительную систему, не предполагающую установку индивидуальных приборов регулирования и учета тепла. А для реконструкции систем отопления таких домов нужны гигантские средства.
В наших тарифах слишком много составляющих
По мнению заместителя председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации (БНПА) Георгия Грица, «Тарифная тетрадь» — «документ очень серьезный, в нем видна логика и видны перспективы развития тарифной политики в сфере ЖКХ в изменяющихся условиях».
«Так, почти каждый потребитель жилищно-коммунальных услуг имеет возможность выбрать, как ему пользоваться теми или иными благами, закрыть или открыть вентиль на водопроводном кране или батарее, как это давно принято на Западе», — отметил Гриц.
Между тем исполнительный директор Международной ассоциации менеджмента недвижимости Геннадий Калёнов считает правильной попытку внедрить методы экономического стимулирования, но исполнение инициативы вызывает у него вопросы.
Главная претензия — к принципам подсчета стоимости коммунальных услуг, для чего используется слишком много составляющих:
«То у нас дети до семи лет учитываются каким-то образом при подсчете платы за услуги, то общее количество зарегистрированных, то этажность, то вводятся коэффициенты. Это сложно проверяется и высчитывается, это меняющиеся величины. В странах ЕС, России, Украине подсчет проще и исходит из того, что площадь квартиры используется в определении доли собственника в общем имуществе совместного домовладения. Оплата стоимости услуг и содержания общего имущества происходит по доле собственника в общем имуществе, которая является более постоянной величиной. Это создает прозрачность для проверки. В Беларуси оплата производится по количеству зарегистрированных, и десятку иных факторов, которые каждый месяц меняются. Сложно разобраться, а перепроверить практически невозможно», — пояснил Геннадий Калёнов.
Эксперт не считает существующую систему тарификации услуг ЖКХ способом защиты уязвимых слоев населения: «Если мы платим по количеству зарегистрированных за ту или иную услугу, то как раз те, кто в большом количестве ютятся на малой площади, становятся более уязвимыми, чем те, кто в одиночку проживает на большой. Социальная забота слабо усматривается в нашей системе подсчета тарифов. Более того, субсидирование тарифов поддерживает всех, а не уязвимые слои населения».
Геннадий Калёнов отметил, что в сегодняшних условиях важно искать баланс: «Если, например, повысить тариф на теплоэнергию в пять раз, население не поймет. Цена должна быть такой, чтобы люди были заинтересованы, например, утеплять дома, ставить приборы учета. Однако задача государства — создать механизмы, которые позволили бы это делать. Например, могут открываться кредитные линии в банках под эти цели».
Источник: naviny.by