Шлях Перамогі

Вилейская районная газета – свежие и интересные новости

Александр Лукашенко обратился к молодёжи: в вашей жизни наступает переломный и судьбоносный период

На открытом уроке Александр Лукашенко поздравил учащихся и педагогов с началом нового учебного года. «Для многих из вас это год прощания со школой, а кто-то делает первый шаг к выбранной профессии или стоит на пороге своей трудовой деятельности. В любом случае в вашей жизни наступает переломный и судьбоносный период, очень важный период», — сказал Президент.

«Этот праздничный день тоже особенный. И для вас, и для меня. Вы знаете, что я всегда нахожу время, чтобы по традиции в День знаний встретиться с педагогами, школьниками, студентами. Но впервые я сегодня никуда не поехал. Не так давно на встрече с пионерией здесь вы озвучили, на мой взгляд, очень интересное предложение провести первый открытый урок нового учебного года. Я это предложение принял. В свое время я провел не один урок», — добавил Глава государства.

В таком статусе Александр Лукашенко выступал в БГУ ровно 19 лет назад. И многие поднимаемые с тем поколением темы, отметил он, актуальны до сих пор. «Как и тогда, сегодня мир охвачен событиями, которые требуют своевременного разъяснения позиции государства. Позиции, основанной на многовековом опыте разных поколений белорусов, на их историческом выборе, на подвигах наших предков, на примерах истинной любви к своей земле», — заявил Президент.

Первый вопрос — замдекану исторического факультета БГУ

Президент подчеркнул, что урок будет проведен по всем правилам и во время него он намерен задавать вопросы участникам мероприятия.

Первый вопрос Александр Лукашенко задал заместителю декана исторического факультета БГУ: зачем белорусам хранить историческую память? «История — наставница жизни. Для того чтобы мы могли воспитать будущее поколение, патриотов своей родины, они должны знать, какие светлые или не совсем светлые страницы истории были у нашей республики. Без исторической памяти невозможно воспитать действительно патриотов», — ответил Александр Бурачонок.

У Зои Виноградовой, учителя истории Минской международной гимназии, члена авторского коллектива по подготовке учебных пособий по истории, Глава государства не мог не поинтересоваться, проводится ли красной линией в учебниках историческая память белорусов. Педагог ответила утвердительно.

Свой вопрос Александр Лукашенко задал и заместителю директора по научной работе Института истории Национальной академии наук Станиславу Юрецкому: «Лично для вас как ученого, человека продвинутого наша история — это что?»

«Для меня история — это история моей семьи в контексте страны. То есть это те события, которые прошли через нашу нацию и отразились на моей семье, — ответил ученый. — История Беларуси — это история наших семей».

«Чем вы гордитесь в нашей истории?» — поинтересовался Глава государства у молодых ученых и школьников.

Аспирант Брестского государственного университета Сергей Жук заявил, что гордится первым символом независимости — Софийским собором в Полоцке — и историей своей семьи. А учащаяся Мачулищанской средней школы, участница и победительница исследовательских конференций и олимпиад по обществоведению Виктория Шайкина рассказала о трогательных встречах с ветеранами Великой Отечественной войны. «Я в первую очередь горжусь нашим народом, всеми людьми, которые это прошли», — ответила школьница.

«Так кто же мы и откуда?»

Допросил Президент и, как он выразился, «вредного преподавателя университета». Им оказался депутат Игорь Марзалюк.

«Так кто же мы и откуда?» — спросил Александр Лукашенко.

«Мы из исторической Руси, из единой купели восточнославянской. Мы — сердце славянской Европы. Древнеславянский язык, исходная матрица славянская — она как раз из Беларуси. Мы вместе с побратимами создали древнейшее государственное образование», — ответил историк.

По словам депутата, белорусы должны гордиться тем, что ген предательства в народе был минимален и в самых сложных ситуациях белорусы оставались людьми. «Мы должны гордиться мужеством своего народа, его духовностью. Беларусь — это страна добрых людей. Мы — страна героев, а не страна предателей», — подчеркнул Игорь Марзалюк.

«Давайте будем искренними. Как у каждого человека, так у каждого народа были плохие времена, были и косяки. Отец Федор, любой народ имеет свои недостатки. С вашей точки зрения, а что было плохо в истории белорусского народа?» — спросил Президент у Федора Повного.

После аллегорической прелюдии священник отметил: «Мы сегодня очень много говорим о духовности и патриотизме. Но внятного ответа я не получаю. Всего два слова — духовность и патриотизм. Что имеется в виду? Истинный патриотизм сопряжен с духовной жизнью человека и исторической правдой. Нельзя скрывать одни факты и размахивать другими. У каждого времени есть свои достижения и ошибки. Без духа начинается национализм, а без правды — восхваление национализма».

«Духовность — это жизнь в духе. А дух жив, когда преодолевает плоть — выгоду, привычки, неуемные желания. Человек именно духом выбирает честь, а не деньги. Родину, а не комфорт. Для духа важнее быть, чем иметь», — подчеркнул Федор Повный.

О науке, служащей интересам Беларуси

«А еще?» — видимо, не совсем остался удовлетворен ответом Президент.
«Образование всегда создавалось для ретрансляции ценностей. Каких — это испокон веков решает власть. Хорошо, если своя, а, простите, не забугровая. Нет и не было нейтрального образования, развивающегося вне государственных интересов. Нет и не было обществ без идеологии. Если такое вдруг случалось, это была предсмертная агония. Сейчас, когда в мире фактически идет необъявленная третья мировая война против человечества и человечности, наша система образования просто обязана пересмотреть даже не на уровне предметов транслируемые ценности, а вплоть до создания новой науки, не просто учебников», — заявил Федор Повный.

Священник напомнил, что в 1990-х поменялись предметы в вузах. Остались лишь точные науки, ведь уравнения не переделаешь. «Другие подчинились либеральным ценностям «господ», решающим судьбу мира. Дерзну пожелать, чтобы каждый, кто работает в вузах, включился сам и вовлек молодых людей в активную работу по созданию науки, служащей интересам Беларуси, не прислуживающей, не обсуживающей, а творческой, стремящейся возвеличить страну и народ, обеспечить процветание, сохранить и транслировать исконно традиционные ценности», — добавил он.

«Я подумаю над вашим предложением и над теми, кто этим займется. Будьте тоже готовы к этому», — ответил Александр Лукашенко.

О диалоге поколений

«Диалог поколений — это всегда интересно. Он ведется всю жизнь и каждый день. И у вас дома, и у меня, как вы догадываетесь. А сегодня с учетом формата встречи он, можно сказать, прозвучит на всю страну. Понимаю, что вы очень разные, у каждого есть свое мнение, ваше гражданское мировоззрение сформировано. Хотя, поверьте, еще не окончательно. Судьба не раз откорректирует многие взгляды на жизнь и не раз заставит вернуться к прожитому», — подчеркнул Александр Лукашенко.

Глава государства пояснил, что его задача как Президента поделиться с молодыми людьми не знаниями историка по первому образованию и даже не личным взглядом на события сегодняшнего дня, а прежде всего политическим опытом. Поэтому тема сегодняшнего открытого урока и звучит так — «Историческая память — дорога в будущее».

«Она актуальна и в контексте Года исторической памяти, и в контексте последних событий в Беларуси, Украине, России, в мире в целом, — заявил белорусский лидер. — Меньше всего хотелось бы, чтобы наше с вами общение превратилось в классическую лекцию».

«Где наши корни?»

Александр Лукашенко пояснил, что не просто так задает этот вопрос. На эту тему, заявил Глава государства, его натолкнули недавние заявления канцлера ФРГ о якобы разговоре с российским Президентом о белоруской государственности и суверенитете.

«Что мы должны понимать, когда открываем Основной закон: наши корни очень древние. И с этих позиций нас никто не может упрекнуть. Наши предки построили Полоцкое княжество еще в десятом веке. Эта святая земля — колыбель белорусской государственности, — заявил Александр Лукашенко. — В Полоцке, который был одним из трех ключевых центров Древней Руси наравне с Новгородом и Киевом, а позже и другие княжества появились, продолжительное время правила своя династия, в то время как на других землях княжили киевские ставленники. То есть этот исток нашей государственности уже отличался своей независимостью».

Еще одно древнейшее государство на белорусских землях — Туровское княжество. Да, политически оно было больше связано с Киевской Русью, но имело особый статус, обратил внимание Президент. «В Киевской Руси так ценили Туровское княжество. Очень ценили. В нем правили будущие наследники киевского престола. Это был духовно-культурный просветительский центр на наших южных землях, — напомнил он. — Вы изучали жизнеописание Кирилла Туровского — выдающегося восточнославянского просветителя, Златоуста. Его поучения были широко известны на славянских землях и за пределами Древней Руси».

Белорусы также гордятся тем, что в их роду была великая женщина Евфросиния Полоцкая — первая белорусская святая, просветительница и политик. Она обладала правом личной подписи документов, имела свою печать. «Много ли вы знаете в истории той эпохи женщин, которые могли себе позволить вести дипломатическую переписку с правителями-мужиками? К ней прислушивались. А главное — она посвятила свою жизнь великой миссии: утверждению на погрязших в междоусобицах восточнославянских землях мира», — напомнил Александр Лукашенко.

И в этой миссии корень белорусского миролюбия и добрососедства, которые являются частью менталитета народа, определяют политику современной Беларуси, подчеркнул Президент.

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
НОВОСТИ РУБРИКИ
Яндекс.Метрика 68 queries