Все футбольные болельщики делятся на оптимистов, пессимистов и реалистов. Тех, кто верит в лучшее. Тех, кому всё и всегда будет плохо. И тех, кто без иллюзий смотрит на поле и готов предлагать свою помощь. Евгений Сабинский является администратором ФК «Куренец» (этот клуб в «нулевых» нещадно терзал на полях соперников по району, становился чемпионом, но, увы, развалился). Цель парня – воссоздать команду, но «Вилия» для него тоже не чужая, своя. Ниже он изложил свои предложения по поводу того, как футбол в Вилейке может стать событием. Публикуем соображения Евгения Сабинского и предлагаем подключиться к обсуждению.
Евгений Сабинский. Родился в 1999 году в агрогородке Куренец. С детства активно занимался спортом: настольным теннисом, гандболом, футболом. В 2016 году закончил Куренецкую среднюю школу. Сейчас студент 1-го курса факультета физического воспитания БГПУ имени М. Танка. Администратор болельщиков ФК «Куренец».
Хочешь играть в футбол – ищи деньги. Они решают если не всё, то многое. Очевидно, у «Вилии» денег нет. Нет совсем. Что говорить, если в начале прошлого сезона главным меценатом команды стал обычный человек, который помог купить мячи и бутсы. В некоторых городах денежный вопрос решают с помощью крепко стоящего на ногах предприятия. Жодино помогает «БелАЗ», Солигорску – «Беларуськалий», Городее – сахарный комбинат, Новополоцку и Мозырю – нефтяники.
У Вилейки был «Зенит», команде помогали «Стройдетали», затем предприниматель Пётр Губич, но сейчас надеяться на крупные вливания наивно. Поэтому собирать надо по крупицам. Что хочет спонсор взамен на инвестиции? Два варианта: или отдачи денег, или славы. Про возврат денег говорить не приходится. Даже если Вилейка через десять лет будет играть в высшей лиге чемпионата Беларуси (фантастика, не правда ли?), ждать столько не захочет ни один бизнесмен. Слава? Это другое дело. Но я бы переквалифицировал её в узнаваемость.
Скажем, на вилейском стадионе нет ни одного рекламного щита. Никто не задумывался, почему? Ведь нет даже ни одного пустого щита, на котором было бы написано «здесь может быть реклама». Кто может разместить её? Понятно, что на трибуне мы не найдём потенциальных крупных заказчиков «Зенита» или «Стройдеталей». Зато найдём тех, кто интересуется спортом (вот предложение для фитнес-клубов). Тех, кто пользуется услугами и покупает товары у вилейских ИП. И тех, кто оставляет деньги у торговцев! Вот, кто должен суетиться!
Что взамен размещения рекламы? Тут и денег не надо. У той же «Любании» есть вода, у продавцов услуг – скидки. А магазины? Эти ребята уже давно должны были быть на стадионе. Кто-нибудь вспомнит, когда в 21-м веке на стадионе работала торговая точка? Правильно, никогда.
Люди денег меня спросят: сколько человек посещает футбол? 200–300? Да, примерно так. Негусто, ответят, проходимость небольшая. Но слушайте: а сейчас то самое время, чтобы выбирать? Что же, значит, вы очень богатые люди. Есть один пример: в прошлом году в Куренце проходил турнир «Футбольный Спас», на который мы приглашали выездную торговлю. В итоге, выездная торговля заработала больше пяти миллионов рублей (до деноминации – ред.). За каких-то пару часов.
Давайте посчитаем: выручка 300 долларов. Торговая наценка составляет 20-30%, то есть «грязная» прибыль составила 60-100 долларов. Минус затраты – транспорт, оплата продавца. Получается немного и не слишком выгодно. Но в Куренце было гораздо меньше болельщиков, чем в Вилейке. Поэтому параллельно должна идти работа по привлечению зрителей на стадион.
Ещё вопрос: кто-нибудь видел афиши о предстоящих матчах в городе? Их нет. Ни ярких больших, ни черно-белых формата А4. Просто нет. Хорошо, есть соцсети, где болельщики обсуждают игры и знают, когда следующий матч. Есть газета, которая регулярно освещает футбол и приглашает на стадион. Но не все сидят в интернете, и не все знаю, где находится почта. Но читать умеют все.
Как исправить проблему. Размещать объявления, афиши, даже установка социальных билбордов (спорт – это же социальная сфера) по всему городу, чтобы люди знали, что что-то грандиозное проходит на стадионе. Из этого возникает вопрос, откуда брать деньги на печать объявлений, если на участие в турнире собрать деньги тяжело? Сразу же ответ – в Вилейке есть сразу несколько фирм, которые оказывают услуги печати, копирования, сканирования. Есть печать – есть ваша реклама на стадионе. И в соцсетях! Отчёты о каждом матче с фотографиями публикуются и больше всего разочаровывают пустыри на фоне игроков. А в интернете отчёт о футболе смотрят тысячи человек!
Допустим, что реклама помогла, люди пошли на стадион, что дальше? А дальше уже идет тема о том, как удержать людей на стадионе. Футбол, как спортивное явление, это хорошо. Но, поверьте, матчи хоккейного «Динамо» на «Минск-Арене» собирают десятки тысяч людей не поэтому. Из них половина понятия не имеет, на каком там месте находится клуб. Люди идут на событие, на шоу, если хотите.
В идеале: есть матч, есть время до игры и в перерыве. Это время для конкурсов, для розыгрышей призов, для шоу. Кто-то из болельщиков участвует в серии пенальти, кто-то угадал автора первого забитого в сезоне гола и получил приз или скидку, а кто-то подкрепляется чебуреками и освежается напитками. Пусть даже пивом. Этот вопрос, конечно, наткнётся на стену отпора от МВД, но уже сейчас народ приходит с «полторашками» на стадион, потягивает пенное и болеет. Кто хочет – тот найдёт. Запрещать – не выход.
Я уверен, что если реализовать хотя бы часть от предложенного выше, можно уже весной собирать на стадионе по 500-700 человек. И замахиваться на волшебную пока тысячу болельщиков. А это уже повод для меценатов и спонсоров совсем по-другому взглянуть на команду.
Кто-то меня упрекнёт самым главным вопросом: а кто всем этим будет заниматься? Вопрос, что называется, под дых. «Вилия» – команда социальная, это даже не организация и уж тем более, не хозрасчёт. И есть два варианта.
Первый: на старте должны помочь местные власти. Они могут зарядить и торговлю, и с анонсами матчей помочь, и со звуковым сопровождением. Хотя бы табло поставить. Если завести пусковой двигатель, то и основной завертится.
Второй вариант: делать всё самим. Кому самим? А всем нам. Есть в футбольной истории страны уникальный пример – команда «Крумкачы». Энтузиазм на первом этапе и народная поддержка сделали своё дело. Клуб играет в высшей лиге и его матчи – это достойное событие. Выбирать нам. Можно, конечно, сидеть на берегу «Вилии» и ждать, куда тебя вынесет течение. А можно сделать что-то самим.
Евгений САБИНСКИЙ (агр. Куренец)