Семинар-практикум «Расширение возможностей приема иностранных автотуристов в преддверии масштабных культурно-спортивных мероприятий в Республике Беларусь» прошел на днях в Вилейском районе.
В нем приняли участие специалисты отделов образования, спорта и туризма райисполкомов, отвечающие за вопросы туризма, представители предприятий, субъектов агроэкотуризма, оказывающие услуги автотуристам.
Сначала участники познакомились с агроусадьбой «Забродье», затем – с туристическим комплексом «Кветкі яблыні». В призме особого внимания участников была организация кемпингов для автотуристов или, как их еще называют, караванеров (караван – другое название автодома). В качестве эксперта в этой сфере выступил председатель Союза кемпингов Владимир Рудой.
«В настоящее время в Беларуси тема создания кемпингов для караванеров находится в зачаточном состоянии. Кемпингов для автодомов и вовсе не так много, а тех, которые отвечали бы европейским нормам, и того меньше. Их единицы. А между тем маркировать принятыми в мире значками и размещать информацию на тематических европейских сайтах и картах могут только те, кто соответствует предъявляемым требованиям».
Прямо на месте Владимир Александрович давал рекомендации, как улучшить стоянку, какие услуги для автотуристов должны входить в необходимый принятый во всем мире минимум. В частности, в кемпинге должны быть проведены электричество и вода, освещена и обозначена территория, здесь должны быть туалеты, умывальники под навесом, место для мойки посуды. «Хорошо бы была горячая вода, даже на несколько часов. Что нужно автодому? Подключиться к электричеству. Значит, должны быть доступные розетки. Не надо подводить розетку к каждому месту стоянки, обычно автодома комплектуются электрическими шнурами до 30-40 м длиной. Ставьте ограничители по потреблению электроэнергии. В Европе это нормальная практика, – советует Владимир Рудой. – Подвод воды обязателен – автодом нужно «запитать» водой для внутренних нужд».
Он раздал всем участникам семинара-практикума пособие «Как организовать кемпинг», это руководство было выпущено Союзом кемпингов в рамках реализации их проекта «Зеленая Беларусь», финансируемого Программой малых грантов Посольства США в РБ.
– Кемпинговый туризм имеет огромный потенциал для развития, – сказал, открывая «круглый стол», который собрал для дискуссии участников семинара, директор департамента по туризму Министерства спорта и туризма Андрей Молчан. – Все предпосылки к этому у нас есть: в Беларуси красивая природа, у нее богатая история, это – транзитная страна,имеющая хорошее транспортное обеспечение.
Заместитель начальника главного управления автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций Сергей Леончик в своем выступлении отметил, что его ведомство включено в работу по созданию условий для развития караванинга (автотуризм – путешествия с проживанием в автодомах или автоприцепах). Существует генеральная схема развития придорожного сервиса на республиканских автодорогах, согласно которой 9 кемпингов уже проектируются, еще 31 предлагаются к созданию. «Вы также можете обратиться к нам и предложить свои обоснованные варианты», – обратился он к присутствующим. По его словам, при реконструкции республиканских дорог в настоящее время предусмотрено создание стоянок для караванеров. Сейчас их по главным трассам около 20, и эта работа продолжается. Более 10 таких стоянок создал при своих АЗС концерн «Белнефтехим».
Это не классический кемпинг в европейском понимании, но всё-таки возможность цивилизованной стоянки для большегрузов и караванеров.
«Сегодня у вас есть прекрасный шанс прорекламировать свои услуги в этой сфере, через добавление в карту платных дорог BelToll, которая распространяется через АЗС, а также и посольства Беларуси за рубежом», – заметил Сергей Леончик.
Свои услуги в продвижении кемпингов и агроусадьб предложило информационно-рекламное коммунальное предприятие «Мингорсправка», которое в настоящее время активно работает в направлении создания нового для Беларуси туристического продукта – «Карты гостя». Уже созданы их 16 разновидностей на базе 5 карт. Часть из них ориентирована на иностранного туриста, отдельные виды – на белорусов. Карта предоставляет возможность бесплатно или со скидкой посещать музеи, рестораны, кафе и другие включенные объекты, а также пользоваться общественным транспортом.
– Сегодня в Европе наблюдается всплеск внутреннего туризма, – рассказал Владимир Рудой. – Европейцы не хотят далеко уезжать, увлеченно путешествуют в автодомах (или, как их называют, кемперах) в границах европейских стран. В кемпингах Литвы, Польши большая часть туристов – литовцы и поляки.
Конечно, караванинг – довольно затратное хобби. Сам автодом стоит приличную сумму, однако дает огромную свободу передвижения, возможность соответствовать своей «внутренней» скорости путешествий, наконец, экономить на аренде жилья.
Владимир Рудой уверен, со временем караванинг распространится и у нас, а тот факт, что мы транзитная страна, в некотором смысле обязывает нас развивать организацию кемпингов. «Эти процессы: повышение внутреннего спроса на караванинг, увеличение интереса иностранных автотуристов к нашей стране и создание сети благоустроенных кемпингов должны развиваться параллельно. Сейчас в преддверии Европейских игр-2019 у нас хороший шанс широко прорекламировать наши кемпинги на разных информационных площадках. Его необходимо использовать», – резюмировал председатель Союза кемпингов Беларуси.
Ирина ТРУБАЧ.
Фото автора