На заседании совета отдела образования, спорта и туризма, который прошёл в прошлую пятницу, было затронуто очень много вопросов, волнующих педагогов. Кроме чисто профессиональных, обсуждались и проблемы, которые касаются каждого из нас, ибо все мы – родители, бабушки и дедушки. Потому-то никто не может оставаться равнодушным к вопросу безопасности наших детей. Началась зима, вот-вот ударят первые морозы, покроют тонким льдом водоёмы и позовут детей покататься на коньках, поиграть. О том, что нужно знать, выходя на первый лёд, присутствующим подробно рассказала председатель районной организации ОСВОД Елена Гракович. Думается, её профессиональные рекомендации педагоги в очередной раз напомнят своим ученикам и, тем самым, предостерегут их от опасности.
Всем участникам мероприятия, думается. запомнились и интересные экскурсии по некоторым учебным заведениям. Признаюсь, была впечатлена и я. К слову, об учреждении, где проводилось заседание, – ГУО «Ясли-сад № 11 г. Вилейки» – наши читатели подробнее узнают из публикации в одном из ближайших номеров газеты.
В программе мероприятия было выступление на особенно важную и актуальную тему – о функционировании системы экологического менеджмента в системе образования, соответствующей принципам устойчивого развития, в Ильянской средней школе имени А. А. Гримотя. С информацией выступил директор школы Игорь Юшко (на снимке). В настоящее время, отметил он, проблемы экологии, экономики и обеспечения топливно-энергетическими ресурсами заставили человечество пересмотреть свое потребительское и расточительное отношение к природе и задуматься о формировании культуры энергосбережения. И важная роль в пропаганде необходимости соблюдения режима повсеместной экономии и бережливости принадлежит школе. Так, в Ильянской школе основное внимание уделяется соблюдению природоохранного законодательства, постоянному улучшению экологической обстановки на территории школы, совершенствованию системы управления окружающей средой, повышению уровня экологического сознания учащихся, сотрудников и жителей микрорайона школы. Выполнение программы экологического менеджмента стало приоритетом разработанной в школе экологической политики, что способствует росту экологических показателей. Деятельность школы охватывает следующие направления: мероприятия по энергосбережению; система обращения с отходами; охрана земель и растительного мира; готовность к аварийным ситуациям; обучение, повышение общей культуры работников и воспитание экологического сознания учащихся и родителей.
Что же мы имеем в результате? На территории школы заложен гектар лесонасаждений, посажено более четырехсот декоративных кустарников, оборудована стоянка для автотранспорта с подсыпкой грунта за школьной территорией, оборудована площадка под металлолом с твёрдым покрытием, заменено ограждение тыльной части территории с использованием бывших в употреблении материалов. Во всех кабинетах заменено освещение, окна, двери, установлены автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения при пожаре, система видеонаблюдения, дренажирован стадион, реализован проект по раздельному сбору отходов с приобретением необходимого оборудования, приобретен информационный экологический стенд. Отремонтированы хозспособом двенадцать кабинетов, заменен пол в столовой, сделано ограждение вокруг школы. За счёт внебюджетной деятельности и реализации проекта по энергосбережению за год улучшена материальная база учреждения на более чем 10000 деноминированных рублей. За семь лет школой собрано около семидесяти тонн твёрдых бытовых отходов. В учреждении проводится акция по уменьшению экологического следа, в рамках которой собираются гальванические элементы, отработанные люминисцентные лампы, компостируются растительные остатки. На уроках, факультативах, в рамках работы научного общества реализовываются обязательства экологической политики, проводится внеклассная работа по таким направлениям, как сбор батареек, макулатуры, раздельный сбор мусора, экономия воды, тепла, электроэнергии. Школа ежегодно участвует в республиканских конкурсах и проектах, неоднократно отмечена дипломами различных уровней.
Как отметил Игорь Юшко, ситуаций, оказывающих отрицательное влияние на окружающую среду, в школе не было. И это, безусловно, тоже результат совместной экологической работы. В ближайшие планы учреждения образования входит проведение мероприятий, которые будут направлены на дальнейшее совершенствование системы экологического менеджмента, в числе которых – улучшение работы по экономному расходованию тепла, энергии и воды; повышение экологического сознания работников школы в части рационального использования энергетических и природных ресурсов, снижение отходов, вывозимых автомобилем ЖКХ в связи с раздельным сбором мусора и складированием макулатуры, стекла, пластика для дальнейшей их сдачи на переработку; дальнейшее развитие экологических образовательных программ.
С интересом выслушали коллеги рассказ Игоря Юшко и, безусловно, высоко оценили деятельность учреждения в экологическом направлении. Таким опытом важно и нужно делиться.
Ирина БУДЬКО.
Фото автора