В этом году выбраться в полноценный отпуск получилось только в декабре. Выбор пал на Египет, в это время цены стремятся к минимуму, к тому же очень хотелось совершить паломничество по святым местам.
Важно не ошибиться с оператором. Российский оператор, через которого мы брали путевку в Египет, назовем его как у классика «лошадиная фамилия», ведет очень агрессивную маркетинговую политику: у нас все просто отлично, у остальных не просто плохо, а все ужасно, при том, что однодневный тур стоит на сто долларов больше. Мы воспользовались местной компанией «ТРЭВЕЛ ЕГИПЕТ» через представителя Ахмеда, внесли по 20 долларов и сделали копии паспортов, необходимые для открытия израильской визы. Россиянам и украинцам виза не нужна.
Через два дня – это срок оформления визы – нам сообщили место сбора (КПП отеля) и время (23.00). В назначенное время нас забрал египетский гид и повел к границе. От нашего отеля до границы пять минут хода. Здесь нам вручили бейджи с названием компании и ее телефонами. Здесь же мы отдали по 70 долларов за поездку. Ни в первом, ни во втором случае нам не дали никаких чеков. Про случаи мошенничества ни в отеле, ни в автобусе мы не слышали.
Пересечение границы стандартное: в Египте проверка паспорта, проход через рамку, заполнение миграционного бланка, электронный контроль паспорта, штамп, и вы – в Израиле.
Здесь все серьезней: двойная проверка паспорта, при том его могут забрать без объяснения, проход через рамку, возможно выборочное просвечивание, везде движение через змейку, и, наконец, электронный контроль и допрос с пристрастием.
Время пересечения – час-полтора, во времена наплыва туристов оно может растянуться на три и больше. За КПП нас встречает Светлана и рассаживает в автобус Евро-5. Через десять минут въезжаем в Иелат, самый юго-восточный город Израиля, портовый и туристический центр, при населении 64 тысячи здесь находится свыше семидесяти отелей и аэропорт. Здесь к нам подсаживается гид Лена, родом из Орши, уже 20 лет живет в Израиле. До Иерусалима четыре часа через пустыню Марва.
Около 6 утра подъезжаем к Иерусалиму. Вдоль дороги раскинулся “пригород”: покосившиеся шалаши, крытые рубероидом.
Храм Воскресения Христова, полуразрушенное временем, землетрясениями, пожарами и персами здание, а если точнее, огромное, чрезвычайно сложное сооружение, включающее в себя около сорока различных зданий, и ориентироваться без плана в нем довольно трудно. В состав храма включена гора Голгофа, на которой был распят Иисус, и пещера Гроба Господня. Под зданием храма имеются подземные ходы, тайны которых известны лишь «малому числу избранных». Сегодня разными частями храма владеют разные христианские конфессии: православная, католическая, армянская, коптская, сирийская и эфиопская. И первый глупый вопрос, почему здесь не сделают ремонт. Местами стены исписаны в духе «здесь был Вася», начиная от выскобленных крестов, оставленных крестоносцами (дело в том, что они не умели писать), и заканчивая нанесенными современными маркерами. Но без пошлости, я бы сказал, все смотрится органично. А какая здесь энергетика! Я бы сказал НУЛЕВАЯ, отрицательная и положительная энергии уравновешиваются и наступает умиротворение, пропадает время, и пространство, и душа парит где-то совсем рядом с БОГОМ. И вдруг ты вываливаешься в реальность и видишь людей, которые пытаются протолкнуться вперед, поругаться за место, нахапать свечек (дело в том, что свечи в местных храмах, как впрочем и в Европе, не имеют фиксированной цены, ты берешь, сколько надо и платишь, сколько считаешь нужным), но некоторые хапают побольше и платят поменьше, не понимая, что вера – это отнюдь не количество спаленных свечей… ОН видит и всё оценивает.
Заходим в Кувуклию. Это небольшая купольная часовня из желто-розового мрамора в центре Ротонды Храма Воскресения Христова. Она заключает в себе Гроб Господень и придел Ангела, где был погребён Иисус после распятия и где на третий день воскрес. Заглядываем в два овальных отверстия диаметром примерно 30-40 см, они используются в Великую Субботу для передачи Благодатного огня из часовни наружу.
Отправляемся на Голгофу, небольшой холм из песчаника с надстроенным храмом, местами закрытый витринами, чтобы не растащили туристы, только в храме можно просунуть руку в вертикальное отверстие и дотронуться до его верхушки. Спускаемся к Камню помазания (Благодати), на котором находилось тело Христово перед положением во гроб и было умащено благовонным составом из смирны и алоя. Камень мироточит, прикладываем крестики, иконки, мажем миром лица.
Вокруг храма впритык кварталы еврейские, армянские, масульманские, узкие улочки с домами и лавочками, витают ароматы специй. Слышны гортанные выкрики торговцев. Завалы мусора, масульмане просто выбрасывают его за окно, справедливости ради нужно сказать, что одну мусороуборочную машину мы встретили. Дома двух-трехэтажные, с плоскими крышами стоят сплошной стеной, стоимость квартир – миллионы долларов, тем не менее, на покупку огромная очередь. Все хотят жить рядом с богом.
Направляемся к Стене Плача– часть (длиной 485 м) древней стены вокруг западного склона Храмовой Горы в Старом городе в течение многих веков является символом веры и надежды многих.
Далее отправляемся в Палестину, а точнее в Вифлеем – священный для христиан город, второй по значимости после Иерусалима, потому что здесь, согласно Евангелию, родился Иисус Христос. Вифлеем расположен на западном берегу реки Иордан, на территории, которую оспаривают Израиль и Палестинская автономия, добивающаяся полной независимости. Это обстоятельство часто создаёт неспокойную обстановку в городе. Вифлеем отделен от Израиля бетонной разделительной стеной: чтобы попасть в город, надо пройти через контрольно-пропускной пункт. Вифлеем – город контрастов, вот колесит новенький мерседес и рядом – «убитая» малометражка, свеча стеклянного отеля – и домики из песчаника. Уличные торговцы предлагают освещенные иконы, кресты из оливкового дерева, вареную кукурузу, сок свежевыжатого граната, мальчик лет пяти пытается нам продать жвачку. Уличная парикмахерская, где брадобрей ловко орудует опасной бритвой. И мусор, иногда горы мусора, в пакетах и просто гоняемый ветром. Патрули автоматчиков.
Мы направляемся в Базилику Рождества Христова – христианская церковь, построенная согласно преданию над местом рождения Иисуса. Заходим во «Врата смирения» – основной вход. Обычному человеку можно войти, только склонив голову. Храм персы не разрушили, потому что на фасаде была мозаика, изображающая волхвов (они были персами), предсказавшими рождение нового царя Иудеи. Спускаемся в Пещеру Рождества. Место рождения Христа отмечено серебряной звездой, которая вделана в пол. Звезда имеет 14 лучей и символизирует Вифлеемскую звезду, внутри по кругу надпись на латыни: «Hic de virgine Maria Iesus Christus Natus est» («Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии»). Рядом расположен придел Яслей. В этом приделе – место где был положен Христос после рождения.
Выходим во внутренний дворик с апельсиновыми деревьями, под которыми лежит снег, в Иерусалиме снега не было десять лет. Говорят это хороший знак.
Паломничество закончилось. На лицах паломников видны слезы и грусть, радость и улыбка. И глубокое удовлетворение: мы сделали это.
Игорь КИТИКОВ, фото автора