В один из майских дней Центральная площадь нашего города неожиданно запестрела яркими красками. Белый, голубой, оранжевый, красный, жёлтый… Повторов в расцветке «запорожцев», выстроившихся в ряд, не было. Вилейка гостеприимно встречала участников «ЗАЗ-слёта».

Это уже пятый слёт, организатором которого выступает белорусский клуб любителей автомобилей «Запорожец» «ЗАЗ-гараж». В онлайн-гараже белорусские поклонники и автовладельцы «Запорожцев» обмениваются опытом, поддерживают друг друга в вопросах приобретения, реставрации и эксплуатации классических автомобилей легендарной марки «ЗАЗ», выпускавшихся в СССР с 1960 года.
– А чтобы пообщаться лично, организуем такие вот слёты, – рассказывает председатель клуба Александр Шос. – При планировании маршрута стараемся посетить разные места Беларуси, чтобы и самим что-то новое увидеть и гостям, а в нашем слёте участвуют любители «ЗАЗ» из Украины и России, страну показать. Единственное, стараемся во время слёта посетить какой-либо объект по нашей автомобильной теме. Например, в прошлом году были с экскурсией на заводе «БелАЗ», а сегодня увидим частную коллекцию ретромотоциклов и автомобилей вилейчанина Владимира Чижова, который, кстати, тоже участвует в слёте.

Сам Александр Шос приехал в Вилейку вместе с дочерью на одном из четырёх своих «Запорожцев» – более поздней модели «968М», выпускавшейся в восьмидесятых. Говорит, на другом авто себя даже не представляет. Родом из города, давшего имя этой машине, Александр катался на ней сколько себя помнит. И убеждён, что «Запорожец» имеет массу преимуществ перед современными авто. Машина эта очень ремонтопригодная – тот же мотор можно снять и легко отремонтировать самостоятельно, а ещё «Запорожец» неплохо противостоит коррозии и не знает равных в своём классе по проходимости.
В любви к «своему автомобильчику» – «ЗАЗ-956В» 1972 года выпуска – признаётся и минчанин Роман Новожилов, приехавший на слёт вместе с супругой Полиной и четырехлетним сыном Тихоном. Возможно, современное детское кресло и смотрится несколько неуместно в салоне полувекового авто, но безопасность ребёнка – превыше всего. Да и правила дорожного движения никто не отменял. Кстати, техосмотр пройден всеми «Запорожцами», участвующими в слёте.

Проехав по улицам Вилейки, любители «горбатых», «ушастых», «мыльниц» и «жожиков» направились к дому Владимира Чижова, у входа в который он смог разместить лишь небольшую часть своей ретроколлекции. А ведь мотоциклов у Владимира около полусотни, и это не считая мотороллеры и велосипеды. К тому же в последнее время увлёкся автомобилями. Один из них – тот самый горбатый «Запорожец» 1964 года выпуска. Достаточно редкая модель, причём – полностью в заводской краске. Есть в коллекции и 21-я «Волга», и 407-й и 401-й «москвичи», и «моргуновка», получившая народное название после фильма «Операция «Ы», где такой мотоколяской управлял Бывалый…

– А вот это – моя гордость, – Владимир переходит от автомобилей к мотоциклам и указывает на чешский «Pannonia». – Он полностью в заводской краске и работает как часы. Есть к нему и коляска, её вообще сейчас нереально найти, так как сделана из алюминия и раньше их массово сдавали на металлолом. А в этой даже козырёк из очень хрупкой слюды сохранился. Есть, конечно, и на мотоцикле, и на коляске небольшие царапины и вмятины, но я принципиально с ними ничего не делаю. Ведь отреставрированный, перекрашенный мотоцикл – это одно, а оригинальный – совсем другое дело.
Кстати, почти все мотоциклы Владимира в заводской краске. Как и очередной раритет, к которому подводит коллекционер – «Днепр К-750». Его Владимир, можно сказать, спас, заметил, когда люди везли сдавать на лом:
– А мотоцикл-то хороший, я даже в мотор не лазил, четыре тысячи пробега, аккумулятор поставил и завожу по щелчку. Когда приезжаю на какие-нибудь слёты, по 15 литров бензина спаливаю стоя. Потому что подходят люди, в жизни которых был такой мотоцикл, и просят завести, чтобы услышать давно забытый запах бензина с маслом.

«Ковровцы», «Ижи», «Явы», «Чезеты» – Владимир собирает именно ту технику, которая в советское время продавалась на территории СССР и на которой ездили наши отцы, деды и мы сами в детстве. Коллекция большая и интересная и заслуживает внимания. Вот только хранить экспонаты Владимиру уже негде, не говоря о том, чтобы выставить в какой-то экспозиции. – Есть у меня бизнес-план по созданию музея,– признаётся мужчина, – если бы в городе мне предоставили площадку или помещение для моей техники, я бы организовал бесплатное посещение выставки всеми желающими. Пока же эти мысли в моей голове…
Но, как знать, возможно, им суждено воплотится в реальность и превратиться в интересный туристический объект нашего края.
Марина ПУЦЕЙКО/Фото Вероники ШАБЕЛЬНОЙ

















