В течении 2018 года по информации, поступившей в Госпромнадзор, на предприятиях Республики Беларусь при эксплуатации грузоподъемных кранов произошло 17 несчастных случаев, в том числе 2 случая со смертельным исходом, 2 аварии и 3 инцидента.
Анализ материалов расследований несчастных случаев, аварий и инцидентов, связанных с эксплуатацией грузоподъемных кранов, показывает, что причины большинства из них носят организационный характер и связаны с действием (бездействием) должностных лиц и обслуживающего персонала:
допуск к управлению и обслуживанию грузоподъемных кранов в качестве крановщиков и стропальщиков персонала, не имеющего соответствующей выполняемой работе квалификации;
невыполнение должностными лицами, ответственными за безопасное производство работ кранами, обязанностей по организации ведения работ в соответствии с технологическими регламентами, по обеспечению контроля выполнения крановщиками и стропальщиками производственных инструкций и технологических регламентов;
нарушение машинистами кранов требований безопасности в части осуществления работы крана при отсутствии схем строповки груза, при нахождении людей в опасной зоне работы кранов (в кузове автомашины, между перемещаемым грузом и оборудованием, при выполнении не связанных с перемещением грузов работ), при строповке грузов работником, не имеющим удостоверения стропальщика;
нарушение стропальщиками схем строповки грузов, применение неисправных приспособлений для грузоподъемных операций.
В ряде случаев причинами происшествий явились умышленное выведение из строя приборов и устройств безопасности грузоподъемных кранов, а также неудовлетворительное техническое состояние подъемных сооружений.
Основными выявляемыми при этом нарушениями промышленной безопасности являются:
отсутствие или неудовлетворительное функционирование производственного контроля (надзора) за безопасной эксплуатацией грузоподъемных механизмов;
несоблюдение технологических регламентов, безопасных приемов работы при эксплуатации грузоподъемных кранов;
несоблюдение порядка назначения специалистов, ответственных за безопасную эксплуатацию и допуска обслуживающего персонала;
несоблюдение порядка периодических осмотров, обслуживания и ремонта грузоподъемных механизмов;
несоблюдение порядка применения съемных грузозахватных приспособлений и тары;
эксплуатация грузоподъемных кранов с неисправными приборами и устройствами безопасности.
Учитывая, что причины практически каждого чрезвычайного происшествия с грузоподъемными кранами связаны, в том числе, с неправильными действиями стропальщиков и машинистов кранов, в ходе доведения настоящей информации о причинах и последствиях происшедших чрезвычайных происшествий, а также при проведении инструктажей с указанными работниками, ответственным специалистам акцентировать внимание на строгом соблюдении технологических регламентов, схем строповки и трудовой дисциплине.
Ведущий государственный инспектор отдела надзора Минского областного управления Госпромнадзора Михаил Гончарик