В течение 2019 года по информации, поступившей в Госпромнадзор, на предприятиях Республики Беларусь при эксплуатации грузоподъемных кранов произошло 10 несчастных случаев, в том числе 4 случая со смертельным исходом, 1 авария и 7 инцидентов.
Анализ материалов расследований несчастных случаев, аварий и инцидентов, связанных с эксплуатацией грузоподъемных кранов, показывает, что причины большинства из них носят организационный характер и связаны с действием (бездействием) должностных лиц и обслуживающего персонала:
допуск к управлению и обслуживанию грузоподъемных кранов в качестве крановщиков и стропальщиков персонала, не имеющего соответствующей выполняемой работе квалификации;
невыполнение должностными лицами, ответственными за безопасное производство работ кранами, обязанностей по организации ведения работ в соответствии с технологическими регламентами, по обеспечению контроля выполнения крановщиками и стропальщиками производственных инструкций и технологических регламентов;
нарушение машинистами кранов требований безопасности в части осуществления работы крана, при нахождении людей в опасной зоне работы кранов, при строповке грузов работником, не имеющим удостоверения стропальщика;
нарушение стропальщиками схем строповки грузов, применение неисправных приспособлений для грузоподъемных операций.
Основными выявляемыми при этом нарушениями промышленной безопасности являются:
отсутствие или неудовлетворительное функционирование производственного контроля за безопасной эксплуатацией грузоподъемных механизмов;
несоблюдение технологических регламентов, безопасных приемов работы при эксплуатации грузоподъемных кранов;
несоблюдение порядка назначения специалистов, ответственных за безопасную эксплуатацию и допуска обслуживающего персонала;
несоблюдение порядка применения съемных грузозахватных приспособлений и тары;
Несколько примеров:
Несчастные случаи:
19 сентября 2019 около 18.30 на строительном объекте «Первый участок третьей линии Минского метрополитена от ст.Корженевского до ст. Юбилейная с электродепо. 3 очередь. Произошло опрокидывание автокрана КС-55729-1В, грузоподъемность 32 тонны) с последующим падением в котлован на глубину около 26 метров. Опрокидывание крана произошло при перемещении металлоконструкции стеновой опалубки (вес около 3 тонн) на отметке — 26 метров от уровня установки автокрана. Машинист автокрана покинул кабину до падения крана в котлован, госпитализирован в учреждение здравоохранения.
9 июля 2019 в 16.30 на объекте «Капитальный ремонт моста через р. Птичь» Филиалом КУП «Минскоблдорстрой» «МРСУ», производились работы по демонтажу тротуарных плит и перильного ограждения моста с использованием автокрана КС-55727, изготовлен в 2008 году на ОАО «Могилевтрансмаш», грузоподъемность 25 тонн, вылет стрелы 3,2–20м. Около 16 часов 30 мин при подъеме и перемещении перильных ограждений моста общим весом около 200 кг, застропленных 4-х ветвевым канатным стропом, навешенным на крюк автокрана, произошло проседание железобетонной балки ремонтируемого моста, на которую была установлена (опиралась) одна из четырех выносных опор автокрана. В результате проседания железобетонной балки автокран потерял устойчивость и начал крениться. В момент, когда автокран начал крениться, машинист самостоятельно покинул кабину управления автокрана. Как следует из объяснений мастера (ответственного за безопасное производство работ кранами) автокран в течение нескольких минут продолжал самопроизвольно медленно крениться и опускаться с моста пока оголовок его стрелы и кабина шасси не коснулись поверхности земли, после чего крен прекратился, а автокран остался в опрокинутом положении. Пострадавших нет.
13 сентября 2019 18.00 на прискваженной площадке № 24 (Мозырского участка буровых работ филиала «Молодеченское управление буровых работ» ОАО «Газпром трансгаз Беларусь»), при выполнении работ по монтажу временной линии электропередач с использованием автомобильного крана КС-35719, в результате обрыва канатного стропа, произошло падение железобетонной опоры, которой смертельно травмировало электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования (смежная профессия – стропальщик 2 разряда).
4 июня 2019 в 14.15 в заготовительном участке автоматно-термического цеха ОАО «Управляющая компания холдинга «Минский моторный завод» в г. Столбцы проводился ремонт электрооборудования на галерее мостового крана КМ-20. Машинист крана поднялась по стационарной лестнице через люк на галерею крана с целью выяснить у электромонтера время окончания ремонтных работ. При возвращении обратно машинист крана оступилась и упала (с высоты около двух метров) в открытый люк с галереи крана на площадку перед кабиной крановщика. После падения самостоятельно обратилась в здравпункт филиала за оказанием медицинской помощи, откуда была госпитализирована в Столбцовскую ЦРБ.
20 августа 2019 в 16.00 при выполнении строительно-монтажных работ на объекте строительства «Строительство торгово-развлекательного центра по ул. Центральная, 60» в г. Пинске произошел несчастный случай со смертельным исходом. Машинист грузоподъемного крана самоходного на пневмоколесном ходу КС 4361А, выполняя подъем поддона с кирпичом на второй этаж строящегося здания, допустил касание стрелой крана стены второго этажа, что повлекло ее обрушение. В результате обрушения под обломками погиб каменщик филиала СУ-100 ОАО «Строительный трест № 2». Согласно предварительным данным, несчастный случай не связан с техническим состоянием грузоподъемного крана. Предполагаемая причина несчастного случая – ошибка действий крановщика.
27 ноября 2019 в 15.30 на строительном объекте «Плавательный бассейн в г.Марьина Горка» произошел несчастный случай со смертельным исходом. При разгрузке из автомобиля башенным краном «Патейн МС-175» поддонов с рулонной кровлей на землю (в место складирования), при разгрузке очередного пакета с поддонами на место складирования, лопнули заводские упаковочная лента и полиэтиленовая пленка, скрепляющие рулоны, произошло опрокидывание поддонов на рядом стоящего электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования УП «СУ №20» ОАО «Минскпромстрой» который, по словам очевидцев самовольно подошел и начал помогать стропальщику в результате чего он был зажат упавшими материалами и смертельно травмирован. Погибший задания от мастера на производство погрузочно-разгрузочных работ не получал. При этом он самовольно находился в опасной зоне при производстве погрузочно-разгрузочных работ, чем нарушил требования по охране труда.
Одна из причин несчастного случая – нарушение правил техники безопасности пострадавшим. На момент чрезвычайного происшествия кран находился в технически исправном состоянии.
Учитывая, что причины практически каждого чрезвычайного происшествия с грузоподъемными кранами связаны, в том числе, с неправильными действиями стропальщиков и машинистов кранов, в ходе доведения настоящей информации о причинах и последствиях происшедших чрезвычайных происшествий, а также при проведении инструктажей с указанными работниками, ответственным специалистам акцентировать внимание на строгом соблюдении технологических регламентов, схем строповки и трудовой дисциплине.
М.В. Гончарик, ведущий государственный инспектор отдела надзора Минского областного управления Госпромнадзора