Материалы подготовлены Информационно-аналитическим центром при Администрации Президента Республики Беларусь на основе информации Министерства транспорта и коммуникаций и Министерства внутренних дел Республики Беларусь
Республика Беларусь, занимающая выгодное геополитическое положение, является связующим звеном между Европой и Азией.
В транспортной сети Беларуси, имеющей тесные связи с соседями, важная роль отводится автомобильным дорогам – нашему национальному достоянию. По ним проложены перспективные и загруженные маршруты Евразии. Через территорию нашей страны проходят два трансъевропейских коридора, определенных по международной классификации под номером II (Восток – Запад) и под номером IX (Север – Юг) с ответвлением IX В. Их участками являются автомобильная дорога М1/Е30, которая через Беларусь связывает Российскую Федерацию с Западной Европой, и М8/Е95, соединяющая Финляндию, Литву, Россию, Украину, Молдову, Румынию, Болгарию и Грецию.
От состояния и уровня дорог непосредственно зависят валовой национальный продукт страны, уровень цен, доходы государственного бюджета, степень занятости населения, приток инвестиций и другие экономические показатели.
Рост автомобильных перевозок в значительной степени определяется развитием и состоянием дорожной сети, ее надежностью, экономичностью.
При этом важны не только мощность, бесперебойность транспортной системы, но и качество услуг, их доступность.
Еще одна актуальная задача – сделать перемещение людей и грузов максимально безопасным.
Данные вопросы находятся на постоянном контроле Правительства, местных органов власти и лично Главы государства.
Дорожная сеть Республики Беларусь
По состоянию на 1 января 2017 г. в Беларуси протяженность сети автомобильных дорог общего пользования составляла 87 031 км (в том числе республиканских дорог – 15970 км, местных дорог – 71061 км). Из общей протяженности твердое покрытие имеют 75314 км дорог (из них с усовершенствованным типом покрытия – 48533 км). Плотность дорожной сети общего пользования составляет 419 км на 1 тыс. км2 территории и является одной из самых высоких среди стран-участниц Содружества Независимых Государств (в России – 64 км/1000 км2, Казахстане – 36 км/1000 км, Азербайджане – 219 км/1000 км2); выше, чем в Украине (281 км/1000 км2), но меньше, чем в Польше (1 319 км/1000 км2), Литве (1 270 км/1000 км2), Латвии (1 078 км/1000 км2).
Автомобильным транспортом перевозится свыше 58% от общего объема перевозок пассажиров. Более 90% объема перевозок пассажиров в регулярном сообщении обеспечивается организациями автомобильного транспорта общего пользования коммунальной формы собственности. Всего в республике эксплуатируется более 46 тыс. автобусов, в том числе организациями автомобильного транспорта общего пользования свыше 7,4 тыс.
С октября 2014 г. на некоторых участках республиканских автомобильных дорог максимальная скорость движения транспортных средств была увеличена до 100 – 120 км/ч. Протяженность республиканских автомобильных дорог с повышенным скоростным режимом составляет почти 1,2 тыс. км. Увеличение скоростного режима не коснулось участков дорог, находящихся в непосредственной близости от одноуровневых пешеходных переходов, перекрестков с левоповоротными съездами и участков, имеющих повышенную статистику дорожно-транспортных происшествий.
В целях обеспечения сохранности и должного состояния дорожных покрытий требуется восстановление их ежегодного износа. В противном случае это ведет к необратимому процессу их постепенного разрушения. Ремонт и восстановление таких дорог обойдется в 2,5–3 раза дороже, чем затраты на их своевременные ремонт и модернизацию.
По результатам проводимых ежегодно диагностики и сезонных осмотров автомобильных дорог на республиканских автодорогах выполнение ремонтных мероприятий требуется на 30% протяженности дорог и 43% мостовых сооружений. На местных автомобильных дорогах выполнение ремонтных мероприятий необходимо на 31% протяженности дорог и 64% мостовых сооружений.
По данным Министерства транспорта и коммуникаций, Республика Беларусь ратифицировала все основные т.н. Международные решения, касающиеся дорожного движения.
Государственная программа по развитию и содержанию автомобильных дорог в Республике Беларусь на 2015 – 2019 годы (далее – Государственная программа) определяет мероприятия по улучшению транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования в нашей стране.
Государственная программа предусматривала также завершение строительства второй кольцевой автомобильной дороги вокруг г.Минска. Церемония ее открытия состоялась 22 декабря 2016 г. с участием Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко.
С 1 января 2014 г. введена и уплачивается государственная пошлина за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении.
В соответствии со статьей 6 Налогового Кодекса пошлиной признается обязательный платеж в бюджет, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственным органом или уполномоченной организацией юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав. В пункте 112 приложения 22 к Налоговому Кодексу ставки государственной пошлины установлены по категориям плательщиков (физические лица или организации) в базовых величинах с их дифференциацией в зависимости от вида транспортного средства и от разрешенной максимальной массы транспортного средства.
Введенная государственная пошлина является своего рода минимальным компенсационным платежом за пользование дорожной инфраструктурой, который солидарно распределяется между владельцами транспортных средств – участниками дорожного движения.
В других государствах владельцы транспортных средств также обязаны ежегодно производить оплату транспортного налога (он же дорожный, он же экологический).
За 2016 год использовано средств пошлины:
на строительство республиканских автомобильных дорог – всего 112 128,1 тыс. рублей; на капитальный ремонт республиканских автомобильных дорог – всего 51 632,2 тыс. рублей.
Платные автомобильные дороги
В Республике Беларусь функционирует национальная электронная система взимания платы за проезд по республиканским автомобильным дорогам. С 1 августа 2013 г. она введена в коммерческую эксплуатацию под торговой маркой BelToll.
Система BelToll пришла на смену ручному сбору платы за проезд.
Оплачивать за проезд в системе BelToll необходимо при движении по платным дорогам транспортных средств с технически допустимой массой не более 3,5 т, зарегистрированных за пределами территории государств – членов Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), и иных транспортных средств (грузовики, автобусы и дома на колесах) с технически допустимой общей массой более 3,5 т.
Размер платежа в электронной системе BelToll зависит от :протяженности платного участка дороги; категории транспортного средства; количества осей транспортного средства.
Так, для транспортных средств с допустимой общей массой до 3,5 т включительно тариф составляет 0,04 евро за 1 км, для грузовых транспортных средств с допустимой общей массой более 3,5 т с 2-мя осями – 0,09 евро, 3-мя осями – 0,115 евро, 4-мя осями и более – 0,145 евро за 1 км.
С более подробной информацией по теме можно познакомиться на сайте Вилейского райисполкома vileyka.minsk-region.by