Доверенность – это письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому для представительства перед третьими лицами, удостоверенное в предусмотренном законом порядке. Например, гражданину необходимо обратиться в банк для получения банковской карточки, но в связи с командировкой он ее получить не сможет. В таком случае, при наличии доверенности, за него это сделает его представитель, который будет действовать в интересах доверителя.
Доверенность вступает в силу со дня ее совершения или удостоверения (если удостоверение требуется). Максимальный срок действия доверенности не может превышать три года. Однако доверенность на получение пенсии в отделениях почтовой связи действует всего лишь один год.
Для удостоверения доверенности необходимо присутствие самого доверителя со своим паспортом. Присутствие лица, на которого будет выдана доверенность, не требуется. Если доверитель является пенсионером или инвалидом 1 или 2 группы, то необходимо также предоставить пенсионное удостоверение либо удостоверение инвалида для предоставления льготы. Если доверенность содержит полномочия по распоряжению имуществом, то предоставляются также и документы, подтверждающие родственные отношения. При удостоверении доверенности на владение, пользование либо распоряжение автомобилем предоставляется свидетельство о регистрации автомобиля (технический паспорт).
Хотелось бы отметить, что гражданин, который обратился за удостоверением доверенности должен быть дееспособным, то есть он должен понимать значение своих действий или руководить ими. Это условие обязательное.
В случае, когда гражданин не может явиться сам в нотариальную контору для удостоверения доверенности, нотариус по его просьбе выезжает для совершения нотариального действия к месту нахождения гражданина. Дата и время выезда нотариуса в таком случае определяется нотариусом по согласованию с заинтересованным лицом.
Ольга ТУРСКАЯ, нотариус Минского областного нотариального округа