Методические рекомендации в части налогообложения при реализации Указа Президента Республики Беларусь от 24 апреля 2020 г. №143 «О поддержке экономики»
1.Отсрочка с последующей рассрочкой, налоговый кредит.
1.1. Общие положения.
Указом предусмотрено предоставление областными, Минским городским, районными, городскими (городов областного подчинения) Советами депутатов либо по их поручению местными исполнительными и распорядительными органами отсрочки с последующей рассрочкой, налогового кредита в отношении налогов, сборов (пошлин), полностью уплачиваемых в соответствующие местные бюджеты, арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, подлежащих уплате с 1 апреля по 30 сентября 2020 г., с их погашением с 1 октября по 31 декабря 2020 г. ежемесячно равными долями не позднее последнего рабочего дня каждого месяца.
Следует отметить, что на условиях, предусмотренных Указом, субъекту хозяйствования – налоговому агенту не предоставляется отсрочка с последующей рассрочкой, налоговый кредит по подоходному налогу, удержанному с доходов физических лиц, поскольку исходя из положений законодательства, плательщиками подоходного налога признаются физические лица. Данный налог удерживается с доходов физических лиц при выплате им заработной платы и иных приравненных к ней доходов и не является налоговым обязательством организации или индивидуального предпринимателя.
1.2. Плательщики, имеющие право на отсрочку с последующей рассрочкой, налоговый кредит.
Отсрочка с последующей рассрочкой, налоговый кредит предоставляются: юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, основной вид осуществляемой экономической деятельности, которых включен в перечень (приложение к Указу); арендодателям (ссудодателям), предоставившим субъектам хозяйствования, а также арендаторам (ссудополучателям), оказывающим бытовые услуги населению, недвижимое имущество, при предоставлении ими отсрочки в порядке, предусмотренном пунктом 6 Указа.
1.3. Условия предоставления отсрочки с последующей рассрочкой, налогового кредита.
Для целей применения Указа отсрочка с последующей рассрочкой предоставляется по платежам, по которым имеется задолженность их погашения, и (или) наступил срок их уплаты, налоговый кредит – в отношении обязательств, срок уплаты по которым еще не наступил. Проценты за пользование отсрочкой с последующей рассрочкой, налоговым кредитом не начисляются.
Обязательным условием изменения установленного законодательством срока уплаты в форме отсрочки с последующей рассрочкой, налогового кредита является своевременная и полная уплата субъектами хозяйствования в период их предоставления текущих платежей по налогам, сборам, иным обязательным платежам в бюджет, контролируемым налоговыми органами, а также платежей в погашение сумм налогов, сборов (пошлин), арендной платы за земельные участки, по которым предоставлены отсрочка с последующей рассрочкой, налоговый кредит.
При нарушении данного условия право пользования отсрочкой с последующей рассрочкой, налоговым кредитом утрачивается, а суммы платежей, в отношении которых они предоставлены, взыскиваются налоговым органом за весь период пользования ими с начислением пеней в порядке, установленном Налоговым кодексом Республики Беларусь, начиная со дня утраты такого права.
1.4. Документы, необходимые для получения отсрочки с последующей рассрочкой, налогового кредита.
Субъекты хозяйствования, претендующие на предоставление отсрочки с последующей рассрочкой, налогового кредита на условиях, предусмотренных Указом, должны подать заявление об изменении установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов (пошлин), пеней организации (индивидуального предпринимателя), в местные органы власти по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя.
Справочно: Форма заявления установлена постановлением Министерства по налогам и сборам от 26 апреля 2013 № 14 (приложение 34-4).
При получении отсрочки с последующей рассрочкой, налогового кредита по ранее представленным налоговым декларациям (расчетам) их уточнения не требуется, налоговые декларации (расчеты) за последующие периоды представляются в общеустановленном порядке.
2.Снижение сумм налога на недвижимость, земельного налога, арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности.
2.1. Общие положения.
В соответствии с нормами подпунктов 2.2 и 2.3 пункта 2 Указа предоставлено право областным Советам депутатов или по их поручению местным Советам депутатов базового территориального уровня и Минскому городскому Совету депутатов, местным исполнительным комитетам, администрациям свободных экономических зон в течение II и III кварталов 2020 года принимать решения об уменьшении отдельным категориям плательщиков сумм налога на недвижимость и (или) земельного налога, а также арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, подлежащих уплате ими во II и III кварталах 2020 года.
2.2. Сроки уплаты, по которым может быть предусмотрено снижение подлежащих уплате сумм платежей в бюджет.
Вышеназванная преференция применяется по следующим срокам уплаты: по налогу на недвижимость: 22 июня и 22 сентября; по земельному налогу: 15 апреля, 15 июля, 15 сентября (по земельным участкам сельскохозяйственного назначения); 22 мая, 24 августа (по иным земельным участкам); по арендной плате за земельные участки: 22 мая и 24 августа, а для организаций, которые уплачивают арендную плату не в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 1 марта 2010 г. № 101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» – срокам уплаты, указанным в договоре аренды и приходящимся на II и III кварталы.
2.3. Условия предоставления преференции.
Местными органами власти, администрациями свободных экономических зон указанные преференции устанавливаются в отношении категорий плательщиков, определенных ими самостоятельно. Плательщики – организации вправе обратиться в названные органы с обоснованием целесообразности включения их в перечень категорий плательщиков, которым предоставляются вышеуказанные преференции.
2.4. Порядок применения.
По мере принятия местными органами власти, администрациями свободных экономических зон решений об уменьшении сумм налога на недвижимость, земельного налога и арендной платы за земельные участки, подлежащих уплате плательщиками во II и III кварталах 2020 года, определенным категориям плательщиков, такие суммы уменьшения подлежат отражению плательщиками в соответствующих налоговых декларациях (расчетах) с внесенными изменениями и (или) дополнениями: по налогу на недвижимость организаций (приложение 7 к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 3 января 2019 г. № 2) по строке 6 «Налог, от уплаты которого плательщик освобожден с последующим целевым использованием» в графах 4 и 5; по земельному налогу (часть I приложения 8 к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 3 января 2019 г. № 2) по строке «Сумма земельного налога, на которую уменьшается налог, подлежащий уплате»: в графах 16, 18 и 20 – по землям сельскохозяйственного назначения; в графах 17 и 19 – по иным земельным участкам; по арендной плате за земельные участки (часть II приложения 8 к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 3 января 2019 г. № 2) по строке «Сумма арендной платы, на которую уменьшается арендная плата, подлежащая уплате» в графах по соответствующим срокам уплаты, приходящимся на II и III кварталы 2020 г.
С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь www.nalog.gov.by
Отдел экономики Вилейского райисполкома