Солигорским межрайонным комитетом государственного контроля, в рамках проверки выполнения поручений Президента Республики Беларусь, выявлен ряд нарушений бюджетного законодательства, установлены факты использования необоснованного посредничества при закупке стройматериалов для возведения сенажно-силосных траншей в хозяйствах Минской области, для чего из бюджета была выделенная немалая сумма денежных средств, более 1 млн. 200 тыс. рублей.
В тесном взаимодействии с органами финансовых расследований Комитетом вскрыты и задокументированы факты необоснованного включения в цепочку реализации в 2017-2018гг. стройматериалов между производителем (Слуцкое предприятие с государственной формой собственности) и конечными потребителями (сельхозорганизациями) коммерческой структуры. При этом роль коммерческой структуры, как посредника, заключалась лишь в оформлении соответствующих бухгалтерских документов по «транзиту» стройматериалов. Фактически же стройматериалы отгружались со склада госпредприятия-производителя непосредственно в адрес сельхозорганизаций. В то же время специалисты Комитета установили, что данная коммерческая структура «работала» не бесплатно. Говоря простым языком, фактически не неся каких-либо расходов, кроме как за оформление документов, посредник применял к стоимости продукции производителя 4% торговую надбавку, которая оседала на его банковских счетах. Ввиду такого «бизнеса» заработок частной структуры за столь непродолжительное время и минимум потраченных усилий составил немногим менее 50 тысяч рублей. Ровно на такую сумму произошло удорожание стройматериалов для сельского хозяйства, оплата за которые производилась из бюджета.
Не без сожаления следует отметить, что таким механизмом, использованным для выполнения поручений Главы государства по возведению сенажно-силосных траншей, было охвачено 26 сельхозпредприятий 7-и районов Минской области.
Специалистами Комитета обращено внимание и на довольно благоприятные договорные условия, которые применялись при закупке стройматериалов у посредника, а это 100% предоплата. Несмотря на полученную в полном объеме предоплату, поставщик, кроме прочего, оказался недобросовестным и в выполнении своих обязательств по поставкам. Хотя документально на первый взгляд все казалось добропорядочно, поставка стройматериалов осуществлялось в установленный бюджетным законодательством 5-ти дневный срок. На самом деле, при более углубленном изучении Комитетом госконтроля ситуации, все оказалось иначе. Документы, свидетельствующие о добропорядочности поставщика, оказались поддельными, хотя и подписывались со стороны представителей хозяйств. Фактически же поставки стройматериалов в адрес хозяйств в большинстве своем осуществлялись с нарушением сроков.
Намерения озвученного понятны уже и без дальнейшей проверки, — скрыть умышленно допущенные нарушения бюджетного законодательства, уйти от предусмотренных штрафных санкций, при этом заработав денег.
Работниками Комитета госконтроля будут приняты необходимые меры по наложению на виновных штрафных санкций, возмещению в бюджет причитающихся сумм денежных средств.
На сегодняшний день в отношении виновных лиц возбуждено уголовное дело по фактам злоупотребления властью или служебными полномочиями, связанным с причинением ущерба бюджету в особо крупном размере.
Дмитрий АХРЕМ, председатель Солигорского межрайонного комитета государственного контроля