Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2014 г. № 744, вступившее в силу с 6 августа 2014 г., внесло значительные коррективы в процесс начисления заработной платы в государственных организациях и организациях, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет более 50 процентов.
Нормами данного постановления трактуется жесткий режим экономии и рост номинальной среднемесячной заработной платы допускается только при условии опережающего роста производительности труда. Под производительностью труда понимается выручка на одного среднесписочного работника. Рост производительности труда и заработной платы рассчитывается нарастающим итогом с месяца его вступления в силу, т.е. с августа 2014 г., а соотношение производительности труда и заработной платы определяется делением темпа роста производительности труда на темп роста заработной платы.
Август является базовым периодом, то есть в дальнейшем берется за основу соотношение производительности труда и заработной платы, которое сложилось в августе путем соотношения роста производительности труда и номинальной начисленной среднемесячной заработной платы по статистическим данным июля 2014 г. к июлю 2013 г. В дальнейшем соотношение роста производительности труда и номинальной начисленной среднемесячной заработной платы определяется: за август 2014 г. к августу 2013 г. и т.д. до конца 2014 года, а с января 2015 г. – нарастающим итогом с начала года.
Если соотношение роста производительности труда и номинальной начисленной среднемесячной заработной платы составит менее достигнутого в базовом периоде соотношения, то фонд заработной платы корректируется до величины, обеспечивающей базовое соотношение, и заработная плата не повышается до момента достижения соотношения роста производительности труда и номинальной начисленной среднемесячной заработной платы более 1,0. Конкретный размер заработной платы работнику определяется нанимателем самостоятельно в зависимости от результатов и эффективности его труда.
Организациям негосударственной формы собственности и организациям, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет менее 50%, рекомендовано также не допускать опережения роста номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работников над ростом производительности труда. Вносимые поправки не являются принципиально новыми. О том, что эффективность труда должна опережать вознаграждение, давно прописано в указах Президента и постановлениях Совмина.
Мария КРУТЬКО, главный специалист отдела трудовых отношений управления по труду, занятости и социальной защите райисполкома


