Правовые и организационные основы декларирования доходов и имущества, права и обязанности физических лиц, а также порядок осуществления контроля в данной сфере были установлены в 2003 г. в связи со вступлением в силу Закона Республики Беларусь от 4 января 2003 г. N 174-З «О декларировании физическими лицами доходов и имущества» (далее — Закон о декларировании), который в 2014 г. Законом Республики Беларусь от 4 января 2014 г. N 101-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам декларирования физическими лицами доходов и имущества» был изложен в новой редакции.
В основу Закона о декларировании заложен принцип обязательного декларирования доходов и имущества физическими лицами в случаях, установленных законодательством, в частности:
— лицами, поступающими на государственную службу, а также на военную службу по контракту, службу в органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям, органы внутренних дел, Следственный комитет Республики Беларусь и органы финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь (ст. 8 Закона о декларировании);
— при назначении физических лиц на определенные должности (ст. 9 Закона о декларировании);
-ежегодное декларирование доходов и имущества государственными служащими и иными категориями физических лиц, их супругом (супругой) и совершеннолетними близкими родственниками, совместно с ними проживающими и ведущими общее хозяйство (ст. 10 Закона о декларировании);
— иными физическими лицами по письменному требованию налоговых органов (ст. 12 Закона о декларировании). В поле зрения налоговой инспекции по данной категории лиц могут попасть граждане:
-неоднократно, в течение года, пересекающие границу;
-осуществляющие незарегистрированную предпринимательскую деятельность;
-приобретающие дорогостоящее имущество (элитное жилье, земельные участки, транспортные средства и т.д.), валюту;
— не имеющие постоянного источника доходов, но при этом осуществляющие крупные расходы, то есть живущие «не по средствам».
Как видим, требования Закона о декларировании распространяются не только на государственных служащих и их близких родственников, но и на любых иных физических лиц (граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, получивших разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь).
В случае возникновения необходимости декларирования гражданами доходов заполняется декларация о доходах и имуществе.
Форма декларации о доходах и имуществе, представляемой по требованию налогового органа, установлена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.05.2003г. N 641 (с изменениями и дополнениями).
Бланк указанной декларации выдается бесплатно налоговым органом, в который представляется декларация. Физическим лицам, проживающим в сельских населенных пунктах, бланк декларации направляется налоговым органом одновременно с требованием о представлении данной декларации.
Вместе с тем бланк декларации о доходах и имуществе можно вывести на печать из справочно-правовых систем либо с официального сайта МНС www.nalog.gov.by (раздел «Формы налоговых деклараций (расчетов), документов, сведений» / «Для физических лиц»).
В соответствии со статьей 15 Закона о декларировании в отношении деклараций, представленных физическими лицами по письменному требованию налоговых органов, налоговые органы осуществляют следующие виды контроля:
— контроль за соблюдением порядка декларирования, в том числе за полнотой и достоверностью сведений, указанных в представленных декларациях;
— контроль за соответствием расходов физического лица доходам, заявленным в декларации.
Контроль за полнотой и достоверностью сведений, указанных физическим лицом в декларации, осуществляется налоговым органом путем проверки соблюдения порядка заполнения всех реквизитов декларации, а также проверки полноты и достоверности отраженных в ней сведений о доходах и имуществе. На основании имеющихся сведений налоговым органом составляется расчет расходов и доходов, в который включаются данные обо всех полученных физическим лицом доходах и произведенных им расходах в течение проверяемого периода.
В случае установления налоговым органом превышения расходов, понесенных физическим лицом, над полученными им доходами и непредставления физическим лицом по требованию налогового органа пояснений об источниках доходов либо в случае представления пояснений, которые не позволяют установить источник доходов, доходы физического лица, исчисленные исходя из сумм превышения расходов над доходами, подлежат налогообложению в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
Порядок налогообложения доходов физических лиц установлен Налоговым кодексом Республики Беларусь, в соответствии со статьей 181 которого физические лица уплачивают подоходный налог по доходам, исчисленным исходя из сумм превышения расходов над доходами, на основании извещения налогового органа.
К лицам, допустившим нарушения порядка декларирования доходов и имущества, могут быть применены меры административной ответственности, предусмотренные статьей 23.9 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП).
Так, согласно части 1 статьи 23.9 КоАП непредставление физическим лицом декларации о доходах и имуществе в случаях, предусмотренных законодательными актами, либо указание в ней неполных или недостоверных сведений влекут наложение штрафа в размере от 5 до 50 базовых величин.
Следует отметить, что инспекцией Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Вилейскому району за первое полугодие 2014 года истребовано 8 деклараций о доходах и имуществе. Сумма поступления по подоходному налогу составила 25,7 млн. рублей.
Девять физических лиц привлечено к административной ответственности по статье 23.9 КоАП Республики Беларусь по результатам проверки деклараций о доходах и имуществе, поступивших в инспекцию от государственных органов, в связи с неполным, недостоверным отражением в них сведений. Сумма начисленного и поступившего административного штрафа составила 5,9 млн. руб.
Каждый гражданин должен знать простое правило: «Получая доходы и своевременно уплачивая в бюджет налоги, он обеспечивает себе защиту государства в виде социальных гарантий. Нарушая налоговое законодательство, образует целый клубок нарушений, который влечет за собой штрафные санкции, а также его социальную незащищенность».
Заместитель начальника инспекции — начальник управления контроля за налогообложением индивидуальных предпринимателей и физических лиц ИМНС Республики Беларусь по Вилейскому району Л.В. Милюк


