Пока находилась в отпуске по уходу за ребёнком и соответственно больше времени проводила дома, часто приходилось отвечать на звонки представителей различных компаний, проводивших презентации-продажи в нашем городе. Постельное бельё, фильтры для очистки воды, посуда, бытовая техника, уходовая косметика, настоящая, по заверению продавца, ортопедическая обувь и многое-многое другое – чего только не предлагали менеджеры по продажам. Стоило только вступить с ними в разговор, и они тут же начинали рассказывать, уговаривать, рекламировать, сыпать фактами и примерами, убеждать. Поэтому, обычно с полуфразы уловив, кто звонит, ссылалась на занятость маленьким ребёнком и резко завершала разговор. Несколько дней, иногда – недель была тишина, затем снова раздавался звонок: «Здравствуйте, Вас беспокоит компания … У Вас есть немного свободного времени?»
Параллельно с настойчиво повторяющимися звонками доводилось слышать различные истории о том, как люди, бывало, за последние деньги, занимая у знакомых или даже в кредит покупали дорогостоящие вещи. А потом, придя в себя, недоумевали, как могли повестись на подобный «развод». Хотя фактически обмана, получается, и нет. Компании занимаются прямыми продажами, законно извлекая из этого прибыль. Другой вопрос, зачастую потребители не могут здраво оценить свои материальные возможности. Достают кошелёк, делаю широкий жест, а потом кусают себя за локти и начинают искать виноватых вокруг. Почему они так делают, и почему прозрение наступает через несколько дней после добровольного подписания договора? Ну не силой же их заставляют, не угрозами и не шантажом. Что же тогда? Какие-то сильные психологические приёмы? Гипноз?
– Маму на презентацию пригласила соседка, – рассказала свою историю вилейчанка Надежда. – Идти мама не хотела, но та уговорила, типа, чем не развлечение нам, двум пенсионеркам, – и презентацию посмотрим, и подарки за участие в ней гарантированные получим. А может, ещё и фуршет какой будет, ведь встреча назначена в кафе. В итоге вернулись мама с подругой домой с кредитными договорами на руках. Мама купила шерстяной постельный комплект почти за тысячу долларов. Соседка «развлеклась» скромнее – на 12 тысяч белорусских рублей. Дело в том, что у мамы больные суставы, мучается уже много лет, чего только не испробовала на себе – от дорогих лекарственных препаратов до нетрадиционной медицины. Ну а продавцы эти, видно, тонкие психологи, определили больное место и стали на него давить. Пообещали, что благодаря целебным свойствам шести мама раз и навсегда забудет о своих болезнях. Разумеется, чуда не произошло, мама половину пенсии отдаёт, оплачивая этот кредит. А здоровье только ухудшилось, поскольку от этих постоянных переживаний давление высокое поднимается. Пожалела уже мамочка тысячу раз, что согласилась «развлечься» и посетить эту презентацию.
Кстати, оказалось, что женщина могла вернуть товар и даже расторгнуть кредитный договор, но сделать это можно было при соблюдении определённых условий и в срок до 14 дней после покупки. Но время она упустила. Поскольку первые несколько дней пребывала в эйфории от «удачной» покупки, а затем, спустившись на землю, боялась рассказать дочери о случившемся.
Заинтересовавшись данной темой, стала расспрашивать знакомых. И оказалось, не два и не три вилейчанина спят на мериносе, «счастливых» обладателей целебного белья гораздо больше. Одни откровенно расстроены таким приобретением, другие не жалуются – то ли не желая публично признаться в «лохотроне» со своим участием, то ли действительно уверовав в исцеление от всех болезней во время сна.
На очередной звонок с предложением посетить «выставку-презентацию постельного белья, бытовой техники и не только» отвечаю согласием. Кажется, на том конце провода даже не поверили, что без уговоров заполучили потенциального покупателя, который ещё и согласился привести с собой друга. Потому как всю неделю, предшествующую презентации, мне звонили или писали сообщения с просьбой подтвердить присутствие на данном мероприятии. За день предупредили о необходимости иметь при себе паспорт, якобы для того, чтобы официально списать разыгранные ценные подарки. На презентацию взяла с собой коллегу (на случай, чтобы, если буду под гипнозом оформлять кредит на подушки-одеяла, больно щипала за руку, подписывающую договор).
На удивление, людей на презентацию пришло много, около 30 человек. Все пенсионного возраста, в основном женщины, хотя были и мужчины. Наверное, со стороны мы с коллегой выглядели засланными казачками, потому как постоянно ловили на себе оценивающие взгляды представителей компании. Тем не менее, презентация началась. В одном из залов ресторана стоят муляж кровати с презентуемым постельным бельём.
– При желании можете не только потрогать постель, но и полежать на ней, – с шутки начал своё выступление ведущий. – Наша продукция – это синоним наилучшего европейского качества. Постельные принадлежности из нашего ассортимента помогают предотвратить появление различного рода заболеваний и недомоганий, таких как: боль в позвоночнике, ревматизм, радикулит, воспаление мышц и аллергия. Преимущество для здоровья, комфорт во время сна и высокое качество предлагаемых нашей компанией продуктов оценили уже сотни тысяч клиентов. Наша коллекция постельных принадлежностей выполнена из шерсти австралийского мериноса новозеландского типа. Данный вид шерсти давно знаком и весьма популярен среди ценителей постели высокого качества – людей, которые заботятся о своем здоровье. И неспроста, ведь шерсть мериноса широко известна своими полезными для организма человека свойствами и благоприятным влиянием на его здоровье.
И дальше, располагая публику, ведущий более подробно стал рассказывать о волшебных свойствах своей продукции. Делая привязку, конечно же, к самому ценному – здоровью. Мол, постель беспрепятственно пропускает воздух, когда мы спим на ней, дышит всё тело, кровь обогащается кислородом, сердце работает без нагрузки, таким образом, снижается риск развития сердечно-сосудистых заболеваний.
– Поднимите руки, у кого есть проблемы с сердцем или давлением?
Учитывая возраст публики, в зале был лес рук. Не поддались на провокацию лишь мы с коллегой. Далее последовала занимательная лекция о пользе использования шерстяных изделий для суставов. Здесь вам и соблюдение температурного баланса, и постоянный оздоровляющий микромассаж. К тому же, шерсть помогает сохранить место отдыха в чистоте и гигиене, выталкивая пыль наружу и не накапливая внутри. Ну и нарисовав яркую картину того, как наши обычные одеяла и подушки кишат клещами и прочей дрянью, ведущий заверил, что с их бельём такое априори случиться не может. Нужно только правильно ухаживать за изделиями. Например, стирать только специальным средством, содержащим ланолин – натуральный животный жир. В магазинах можно найти средства с ланолином разных производителей, но только в представленном данной компанией продукте его содержание наиболее оптимально. Кстати, стоит банка этого чудо-средства «совсем копейки» – 30 рублей.
Действительно, копейки по сравнению со стоимостью основных спальных предметов. Например, двуспальный комплект из мериноса обойдётся в …2850 рублей, односпальный – на 500 рублей дешевле. Увидев, что шокировал пенсионеров озвученными суммами, ведущий вновь надавил на больное. Стал рассказывать о благодатном действии такого белья на здоровье детей. У всех ведь есть внуки или даже правнуки, которые, к сожалению, так часто болеют, посещая сады и школы. И вот у бабушек появилась реальная возможность помочь внучатам поправить здоровье.
– А может, есть среди вас или ваших родных аллергики? Тогда вам срочно нужна наша современная система очистки, – переключился на рекламу моющего пылесоса ведущий. – Наша система – это новая эра в домашней уборке, которая изменит ваш нынешний взгляд на стандарт чистоты в доме. Моющий многофункциональный пылесос с лёгкостью заменит обыкновенный пылесос, швабру, освежитель и увлажнитель воздуха, приспособление для чистки обивки мебели и сидений автомобиля и даже пылесос для листьев. Что нас отличает? Трехступенчатая система фильтрации, современная конструкция, гибкость, удобство в использовании, высокое качество материалов. Особенно рекомендуется людям, страдающим аллергией и тем, кто имеет проблемы с верхними дыхательными путями. Для них – это просто панацея.
Показав агрегат в действии, проведя несколько незамысловатых экспериментов, представители компании озвучили его стоимость – 2500 рублей. Но после их талантливых убеждений сумма не показалась какой-то заоблачной – польза ведь гораздо выше. И люди реально заинтересовались, во время небольшого перерыва подходили к пылесосу, рассматривали, задавали вопросы.
Ну а на десерт была подана чудо-посуда – незаменимое устройство для быстрого приготовления вкусных и, главное, здоровых блюд. В результате плотного закрытия в посуде происходит увеличение давления, благодаря чему процесс приготовления пищи значительно сокращается. Например, суп на говяжьей косточке обещает свариться всего за 10 минут. А ещё приготовленная еда может храниться в такой кастрюле до 5 суток без холодильника. И как мы раньше без всего этого жили?
Стоимость посуды практически не отличалась от одеял и пылесоса. Все цены на продукцию данной компании начинались от 2000 рублей (для тех, кто до сих пор переводит на старые деньги, – 20 миллионов). Дорого? Но за качество, комфорт и здоровье нужно платить. Нет с собой нужной суммы? Не беда, прямо на месте можно оформить кредит сроком до 4 лет, без поручителей и справок о доходе. Заманчиво, не правда ли? А ведущие тем временем продолжают сыпать бонусами и приятными сюрпризами. Так, троим счастливчикам, на визитке у которых оказалась нужная цифра, вдруг предложили небывалую скидку аж в 1000 рублей. Вот повезло-то, столько сэкономить. Ну и что, что придётся заплатить 1500 рублей, зато выгода какая – надо брать. И не мешкая, так как горячее предложение действует только на период проведения презентации. Оставшиеся сомнения помогают развеять за отдаленными столиками. Там же и оформляют кредиты. Как минимум два человека на моих глазах стали обладателями «брендовых» комплектов постельного белья. Счастливыми или несчастливыми обладателями – неизвестно.
Какие выводы сделала после презентации? Гипноз менеджеры не используют точно, ничего никуда не подливают и не подмешивают. Всё просто – ловкость убеждения и никакого мошенничества. Работают продавцы с одной из самых уязвимых категорий населения. Где тонко – там рвётся.
Чтобы понимать это, не нужно быть гениальным психологом.
Марина ПУЦЕЙКО