Многие у нас в Вилейке знают Сергея Клименка как спортсмена: играет в волейбол, баскетбол за команду управления по образованию, спорту и туризму. Поэтому когда появилась информация о том, что он организовал прокат туристического снаряжения – никто не удивился.
Мы решили узнать, почему открылся именно сейчас и чем собирается привлекать туриста. Говорили мы долго: немного за столом с чашкой чая, а, потом, несложно догадаться, Сергей повел нас осматривать окрестности, чтобы убедить, что Вайдени – лучшее место в Беларуси.
Сергей Клименок, Юлия и Сергей Тихонченко
Племянница Полина помогает собирать «Таймень».
– Вношу ясность. Инициатива создания наша совместная, работаем здесь мы вместе, но хозяйка проката, именно так мы оформили свою деятельность, моя сестра Юлия Тихонченко. А ее муж Сергей и я, мы здесь не в найме, мы этим живём, в свободное от работы время, конечно, – улыбается Сергей.
– Сергей, Юлия, вы поняли, что пандемия активизирует внутренний туризм, поэтому срочно организовали пункт проката?
– Совпадение, – признается Сергей. – Дело в том, что мы сами активные туристы. За последние пять лет на байдарках вместе с детьми прошли Нарочанку, Вилию, Узлянку, Неман. Плюс – велосипеды, походы, купание. Это наши традиционные летние активности. И мы уверены, что таких людей, которые разделяют наши увлечения, достаточно. Идея пропагандировать активный отдых витала давно, но поскольку больших средств для вложений не было, то вот понемногу подготавливали базу, шли к открытию. Обустроили бабушкин дом, построили домик под сдачу, баню, обустроили двор. Последнее, что сделали – взяли кредит на покупку спортивного инвентаря и снаряжения. И в конце июня запустились.
– Наверное, и предложение в этом сегменте немалое?
– Конечно, есть. Хотя нельзя сказать, что конкуренция здесь огромная. Два-три объекта, которые предлагают туристическое снаряжение на прокат, в нашем районе есть, но не могу сказать, что мы конкуренты. Хорошо, что они есть – значит, люди поднимаются с дивана и отправляются в путешествия, большие и малые. Сам это люблю и рад, что любителей активного отдыха становится все больше.
– Прежде чем открыться, вы анализировали, какие именно виды активного отдыха пользуются у нас популярностью?
– Мы поступаем скорее по наитию. Предлагаем то, что доставляет радость нам и в чем мы уверены. Я, например, уверен в байдарке «Таймень», а не в пластиковой лодке, поэтому «Таймени» есть в наличии. Да, её надо собирать, но это же прекрасно – знакомишься с новым видом работ, развиваешь моторику рук и стимулируешь мозговую деятельность. «Таймень» устойчив, довольно быстр, легок.
Наша принципиальная позиция – мы не организуем отдых на воде «все включено». Это не активный туризм, когда тебя привезли на место, собрали тебе лодку, посадили тебя в нее, встретили на привале, накормили, встретили вечером – опять накормили, уложили спать, а ты немного погреб веслом и сделал селфи. Активность – это про другое. Это про самостоятельность, про необходимость размышлять, планировать, про усталость, некоторые трудности на пути, про песни у костра, про звёзды. Такой водный поход с детьми – отличное средство сблизиться с ребенком, получше его понять. И это тоже проверено нами на собственном опыте.
Но, конечно, мы не только предоставляем снаряжение, мы обязательно инструктируем по технике безопасности на воде. А если клиенты хотят сплавиться по нашим рекам – уточняем маршруты, подсказываем места для привала, сложные участки, консультируем по снаряжению. Если нужно, помогаем с доставкой на маршрут.
– Сергей, Юлия, а что по поводу продвижения своих услуг? Какие каналы используете вы?
– Запустили информацию о себе мы самым простым способом – через друзей и знакомых в вайбере. Этого оказалось достаточно, чтобы привлечь первых клиентов. Есть страница в Инстаграм. Планируем, что вскоре один из белорусских блогеров, который пишет о туризме, разместит материал о нас. Подумываем разместить рекламу на тематических сайтах. Вообще, в условиях ограниченности рекламного бюджета стоит очень тщательно выбирать действительно эффективные площадки продвижения, – говорит Юлия.
– Как бы вы сформулировали миссию своего бизнес-начинания?
– Мы призываем людей покинуть зону комфорта. Юлии, как женщине, хочется создать максимальный уют, комфорт для гостей, а мы её в этом не поддерживаем. За комфортом нужно ехать в другие места, а к нам – за активным отдыхом. А вот для него у нас всё есть: байдарки, велосипеды, баня, место для кемпинга, теплый домик, мангал, детский игровой комплекс, скоро бильярд установим. И главное – живописная природа, здесь есть чему удивиться и чем любоваться.
На этих словах мы, конечно, прекращаем неспешную беседу за чашкой чая и идем смотреть камень «След бога» и старый, ажурный от пережитых зим и ледоходов, навесной мост через Нарочанку, который связывает Вайдени с грибными лесами, а также с деревней Принта.
– Наверное, успели подумать, что камень огромный? Ан нет. Небольшой, правда, легенда гласит, что лишь малая его часть на поверхности, большая – под землей. Местные на этой поляне «ведьму жгли», у нас Купалье называлось Ведьма. Вы увидите, земля под костром так выгорела, что, несмотря на то, что в течение 20 лет обряд здесь не проводится, кострище не зарастает.
Действительно, рядом с кострищем ищем камень, он в траве, но Сергей его находит безошибочно.
Камень небольшой, но, видно, все же пользуется у интересующихся язычеством некой популярностью, о чем свидетельствует полуистлевшая ленточка, наверченная на нем. «След» – это углубление в камне, а вот похоже оно на то, что подскажет фантазия.
А навесной мост в Вайденях даже в художественный фильм попал не так давно. Его нельзя назвать ветхим, он еще достаточно функционален, но, конечно, требует ремонта. Однако поскольку он ничейный, то разве что местные жители толокой починят его.
– У нас здесь много работы: криницу найти и подход к ней облагородить, поляну с камнем обкосить, создать карту велоактивностей нашей местности, да и много другого. Кому надоел диван, приезжайте в Вайдени, – напоследок призвал Сергей Клименок.
Ирина ТРУБАЧ/Фото автора