Магия циркового представления, юмор, экстремальные номера и необычная атмосфера – это то, что влечёт и взрослого, и ребёнка побывать на представлении в цирке. Мало кто из нас знает, что один из вилейчан – звезда советского цирка, легендарный канатоходец, чьи экстремальные и красочные номера были востребованы на многих цирковых аренах Советского Союза и мира. Речь о вилейчанине Валерии Сорокине.
В лучах уже уходящего за горизонт солнца, между двух деревьев на высоте около метра, балансирует на канате парень с шестом, вокруг его еще несколько молодых людей и импозантный человек. Подобная картина могла бы не удивить, если увидеть её в каком-нибудь курортном городе или фильме. Но дело происходило в Вилейке, в скверике нашего колледжа, возле магазина, называемого горожанами «Снежинка». Именно таким была моя первая встреча с Валерием Сорокиным, который на протяжении нескольких лет ведёт в Вилейском колледже студию циркового искусства. Уже с первых слов рассказа моего собеседника о себе я понял, что это отличный сюжет для будущей статьи. И вот.
Ещё в далеких 70-х годах прошлого века газета «Вечерний Свердловск» писала о нашем земляке, как о выдающемся цирковом артисте: «…Недавно Свердловский цирк стал базовым, то есть получил право выпускать новые номера. И вот готовится к выпуску первый. Его исполнитель Валерий Сорокин пришёл в искусство из спорта. Однажды Сорокина пригласили в группу эквилибристов, работающих на вольностоящей лестнице и новичок дебютировал в Куйбышевском цирке. Началась жизнь циркового артиста, в которой поездки по стране сменились гастролями в международных программах за рубежом. Выступая на манеже, Валерий освоил несколько цирковых жанров и даже вписался в группу «комических акробатов». Его новый номер называется шпрунг-канат (трос, натянутый на высоте пяти метров при помощи резиновых амортизаторов) и является уникальным».
Единственным и уникальным в своем роде вилейчанин Валерий Сорокин оставался на протяжении всей своей цирковой карьеры, да и сейчас это по-прежнему увлеченный своим делом мастер циркового искусства, очень интересный собеседник и удивительно энергичный человек.
– Я с детства был очень спортивным, – рассказывает Валерий Никитович, – и являюсь одним из первых выпускников вилейской школы акробатики. Моими учителями были родоначальник акробатической школы в нашем городе Виктор Чекалов, знаменитые сегодня тренеры Виктор Барановский и Пётр Зайцев. В детстве здесь, в Вилейке, я был и хоккейным игроком, даже если бы не ушёл в цирк, «железно» у меня была бы карьера хоккеиста. Я с четырёх лет на коньках, помню, как одевал коньки брата прямо на валенки, так как они были мне очень велики, и катался на банном озере, там был один фонарь и организованный учителем физкультуры СШ № 1 Валентином Сергеевым каток. Уже будучи цирковым артистом, на гастролях в Куйбышеве я пошёл во Дворец спорта, который находился прямо рядом с цирком. В то время тренером СКА (Куйбышев) был Юрий Моисеев, советский хоккеист и тренер, который на должности главного тренера казанского «Ак Барса» в 1998 году завоевал звание чемпиона России. Тогда он мне сказал, что советский хоккей потерял в моем лице настоящего профи. Я ведь на коньках мог сделать «заднее сальто», играл и левой, и правой рукой.
Валерий Сорокин за свою творческую биографию, да и в течении жизни, встречался со многими легендарными артистами и государственными деятелями.
– Придя из армии, я решил поступать в нархоз, – продолжает Валерий Сорокин. – Мы вместе с моим другом Толиком Андреевым и его знаменитой мамой – ветераном войны Анной Семёновной Андреевой, шли по площади Ленина в Минске, и вдруг останавливается кортеж, из чайки выскакивает сам Пётр Машеров и на бегу кричит: «Ганна, Ганна!» Подбежав к Анне Семёновне, он начал её обнимать, они ведь фронтовые друзья и он узнал её со спины по походке. Анна Семёновна представила нас с Толиком Машерову – так произошло моё знакомство с этим легендарным человеком. Учась на вечернем в нархозе, я работал начальником радиостанции ЦК ДОСААФ БССР и был самым молодым среди моих коллег, но с хорошей школой связи. Во время службы в разведотряде морской пехоты закончил две школы радиосвязи. Так вот, к нам в Минск приехал с проверкой председатель ЦК ДОСААФ СССР Александр Покрышкин – ещё один легендарный фронтовик, первый трижды Герой Советского Союза, летчик-ас. После проверки был организован дружеский приём и мне было поручено, как самому молодому начальнику радиостанции, сказать тост Покрышкину. А я то про него читал только в книгах – для меня это была легенда. Об этом я прямо так и сказал Покрышкину, он, правда, посмеялся и уже дальше разговор пошёл легко и непринужденно.
Свой путь на профессиональную арену цирка вилейчанин Валерий Сорокин начал в 1974 году.
– Меня пригласили в цирк, в программу Маргариты Назаровой и я попал в её коллектив, где работал на одной арене с Никулиным и Шуйдиновым. Мой первый учитель народный артист России, представитель известной цирковой династии Николай Голидзе, который, ещё будучи мальчишкой, выступал перед самим царём как участник циркового балагана. Меня взяли в жанр вольностоящие лестницы – когда на незакрепленную лестницу ты поднимаешься с двумя девушками на плечах. В 1983 году госцирк предоставил мне сольный номер, который я выпустил к концу года и он был с рекордным трюком – проходом на ходулях по канату. Я был единственным солистом на канате советского цирка. Свои номера я режиссировал сам. Первый трюк всегда делал очень рискованным, чтобы зритель перестал есть мороженое и смотреть по сторонам и это срабатывало – все открыв рот, с замиранием сердца и сопереживанием следили за мной до конца номера… Цирк – это целый мир. Ты можешь выйти на работу с головной болью, без настроения, но когда начинает звучать твоя музыка – ты уже весь в работе и не важно, что был с простудой или в плохом состоянии.
Валерий Сорокин с 1985 года является членом Союза театральных деятелей. Он дружил и дружен со многими видными культурными деятелями Беларуси.
– Я был хорошо знаком с Ерёменко старшим. Николай Николаевич часто бывал у меня на даче в Сосенке, приезжал на рыбалку, тут же бывал и главный режиссер Купаловского театра Валерий Раевский. Здесь, в Вилейке, в родительском доме, гостил первый состав «Песняров», был сам Мулявин, Кашепаров, Дайнеко – они жарили здесь во дворе яичницу, – улыбаясь, показывает на дворик перед верандой Валерий Никитович.
Рассказывая о своей творческой карьере, Валерий Сорокин постоянно вспоминает и своё вилейское детство, и свою семью, родных людей.
– Помню, когда в 80-х годы прошлого века у меня была “Волга”, я ведь тогда активно ездил по гастролям, только в Венгрии побывал в пятидесяти городах, и приехал на ней в Вилейку, прямо из-за границы. Моя мама тогда спросила у меня: «А где будет ночевать водитель такси?», – она даже не могла подумать, что у меня может быть своя машина, что я себе мог купить “Волгу”. Двух братьев уже, к сожалению, нет со мною, но есть моя сестра Раиса. Она профессор Гаванского университета, начинала преподавать в Карповичах, здесь, на Вилейщине. Затем в студотряде познакомилась со своим будущим мужем, испанцем по национальности, и переехала на Кубу. Она награждена медалью за вклад в развитие образования Кубы. Сейчас вся моя жизнь посвящена моей младшей дочери, она у меня большая умница.
Говоря о своих планах, Валерий Сорокин отмечает, что он не может сидеть без работы.
– Вот сейчас веду цирковую студию в Вилейском колледже. Я тестирую пацанов, могу безошибочно определить, кого жонглировать можно научить, кого другому цирковому мастерству. Ведь от природы нам дано многое, только это надо рассмотреть. Мечтаю открыть школу канатоходцев в Вилейке, чтобы передать своё мастерство молодёжи. А вообще, я рыбак и охотник, поэтому и не остался в Москве жить, всегда тянула сюда, на Вилейщину, тут же, в Сосенк, построил себе и дачу, что бы быть ближе к водохранилищу.
Ну что же, пожелаем Валерию Сорокину осуществить свою мечту – организовать школу канатоходцев в Вилейке. И кто знает, быть может, наш город обретет ещё одну неповторимую особенность, ведь таких школ нет в Беларуси и многие приезжали бы к нам с самых дальних уголков страны, чтобы ощутить ту таинственную ауру цирковой профессии канатоходца. А в будущем в Вилейке ещё на один уникальный фестиваль может стать больше – фестиваль канатоходцев.
Сергей ГОНЧАР. Фото автора
и из архива Валерия СОРОКИНА