Экологически ответственные вилейчане беспокоятся – они сортируют отходы по контейнерам, а мусоровоз, забирая ВМР, снова их смешивает, сбрасывает в одну кучу. Дескать, зачем сортировать? Мы отправились на полигон ГУП «Вилейское ЖКХ», чтобы посмотреть, как устроена работа, и убедились – сортировка мусора очень нужна.
Экскурсию провела начальник отдела сануборки ЖКХ Наталья Ревяко.
Полигон был открыт в 1993 году. Тут работают 12 человек. Шесть лет назад здесь капитально отремонтировали административное здание. В нём располагаются кабинет мастера и кабинет приема и взвешивания ВМР. Взвешивают, но не в кабинете. На подоконнике этого помещения – весы, соединенные с измерительным оборудованием весовой, через которую проходят все грузовики с ВМР. Также в здании обустроены комната приема пищи, душевая, гардеробная и туалет. Рядом со зданием – ухоженная территория для отдыха с клумбами и беседкой.
С декабря 2020 года начала работу сортировочная линия, закупленная и установленная за счет средств ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов». Через нее проходит весь мусор, который свозят мусоровозы. Линия работает так: снизу на подающий шнек работник нагружает мусор.
Лента тянет его наверх, где трое сортировщиков отделяют ВМР и отправляют в раздельные лотки без дна, к низу которых привязаны огромные мешки. По мере наполнения их переносят к определенным пунктам на полигоне, где установлены прессы для макулатуры и пластика. Спрессованные в тюки ВМР хранятся на площадках для складирования. Есть площадки для хранения металла, шин, макулатуры, стекла и пластика. По мере накопления их вывозят на заводы по переработке.
В день на полигон приезжают 6 мусоровозов. К тому же своей техникой привозят ВМР предприятия. Всё, что привозят мусоровозы, сгружают возле линии сортировки.
Как рассказала мастер участка сануборки Олеся Тютьман, мусоровоз с ВМР, а это примерно 1,5 тонны, работники сортировочной линии перебирают примерно за три часа. При этом они разделяют стекло, жестяные банки, макулатуру, канистры различного назначения, молочные бутылки, бутылки от бытовой химии и пэт-бутылки от напитков и пива. Да, речь именно об этом мусоровозе, который собирает содержимое контейнеров для раздельного сбора мусора, нивелируя, по мнению некоторых горожан, их работу по разделению отходов.
– Нет, усилия горожан по раздельному сбору мусора никак не перечеркиваются, – уверена Олеся Тютьман. – Здесь, на полигоне, мы гораздо быстрее перебираем машину с ВМР нежели машину, привезшую несортированный мусор из деревень. Нужно понимать, что пускать машину за отдельным видом ВМР предприятию невыгодно, это значительно увеличивает транспортные расходы. При этом мы же видим, что стекла и макулатуры в этих контейнерах собирается мало. Как правило, макулатуру дети несут в школу, родители – на работу. Стекло – сдают в приемные пункты. В основном, в контейнерах – пластик, который нам надо рассортировать по видам. И еще момент. К сожалению, до сих пор люди выбрасывают в контейнеры с пластиком, что ни попадя. А это значит, что досортировка обязательна. Как правило, четверть объема мусоровоза, который привез ВМР, это другие отходы, которых не должно быть в спецконтейнерах.
Мастер рассказала, что у водителей мусоровозов есть «нелюбимые» адреса. Например, есть такие в Снежково и на Северном. В контейнеры для пластика люди выбрасывают уже даже не привычные работникам памперсы, а …бетон.
А вот горожане, которые живут в индивидуальных домах и получили контейнеры для раздельного сбора, сейчас гораздо лучше сортируют мусор, констатирует моя собеседница.
В целом ситуация с раздельным сбором отходов в городе меняется, и в лучшую сторону – люди больше сортируют. Если раньше машину пластика отгружали раз в два месяца, то сейчас – раз в месяц.
В семье Олеси раздельный сбор также налажен.
– Макулатуру сын несет в школу, а пластик он выносит в ближайший спецконтейнер, – рассказывает она и добавляет, что иной раз находки из контейнеров очень удивляют и расстраивают. Потому что выбрасывают люди домашних животных. Сейчас в кабинете мастера стоит клетка с хомяком – животное нашли в контейнере с пластиком. Черный грызунок теперь всеобщий любимец. А еще и котёнка однажды нашли среди ПЭТ-бутылок. Тот, правда, на полигоне долго не жил – ушёл.
Ежедневно на линии прессовки пэт-бутылки спрессовывают 880 килограммов разного вида пластика. А три пресса для макулатуры прессуют до 3 тонн этого вида ВМР. Прессовщик Вячеслав Сайдашев за рабочий день может собрать восемь-десять тюков около 80 килограммов каждый.
К слову, макулатуру из Вилейки отправляют на ОАО «Зеленоборское», где из нее делают лотки для яиц и горшочки для рассады. А пластик – на завод по переработке вторичных ресурсов «Восточный» в Могилёв.
Ирина ТРУБАЧ/Фото автора