Шлях Перамогі

Вилейская районная газета

В «Северном-2» идёт борьба за безопасность жизни. «Городищенский» парадокс: то ли жилая зона, то ли главная дорога

Полгода назад, 4 февраля, жители дома №3 по улице Городищенской обратились с райисполком с заявлением. Дословно: «Просим рассмотреть возможность расширения автостоянки напротив нашего дома, а также перенести проезжую часть дальше от жилого дома». Подписи поставили 33 человека.

 ОТ 5 ДО 8 МЕТРОВ. ВСЁ В НОРМЕ.

В доме – 60 квартир, живут инвалиды и многодетные семьи. Люди мотивировали просьбу тем, что улица проходит слишком близко от дома, а это прямая автомобильная угроза жизни и здоровью.

— Если дети выскочат на дорогу, не дай бог что-то случится, — сетует житель дома Ольга Будько. — За нами ещё четыре дома, ещё три строятся. С каждым днём машин всё больше, а дорога – одна, на которой наш дом стоит первым. И мы попросили перенести дорогу подальше от подъездов.

На первый взгляд, подъезды, в самом деле, расположены очень близко. Берём рулетку. По архитектурным нормам расстояние от стены до дороги должно составлять от пяти до восьми метров. Замер: от двери подъезда 6 метров 92 сантиметра. Стена ближе – те самые пять метрах. Нормы соблюдены.

Нажмите, чтобы увеличить

расстояние от двери подъезда до дороги – 6 метров 92 сантиметра

Проект детальной планировки «Северного-2» разработали в 2009 году. В ноябре того же года было получено положительное заключение экспертизы. Всё сделано по закону, нарушений нет – письмо такого содержания и получили жильцы. Но такой ответ их не устроил. Спустя два месяца после первого обращения, в райисполком снова пришло письмо. В нём люди уже указали важное слово «безопасность».

КЛУМБЫ И ОГРАЖДЕНИЯ

Это определение и стало ключевым. Против безопасности никто не возражал. Райисполком решил встать на сторону людей (хотя формально обязан не был), но дорогу не перенёс. Зато в июне на улице Городищенской поставили две клумбы и фактически сделали её тупиком. Даже знак поставили.

Проезд возле дома №3 теперь был закрыт, а въезд для подъезда к другим домам организовали с обратной стороны микрорайона. Но такой поворот дел не устроил жильцов домов №4, №6, №8. Они вынуждены были делать крюк, да и ехать пришлось по грунтовой дороге, а не по асфальту.

житель дома №3 Фёдор Колтун: «Мы не просили ограждения!»

— По-человечески понятно желание жильцов третьего дома, — говорят жильцы чётной стороны. – У них нет собственного двора, детская площадка в стороне, и машины едут рядом с окнами. Но почему мы должны испытывать неудобства? А если последний дом, когда достроится, тоже решит заблокировать проезд? Других-то дорог здесь нет – одна. Всё, мы в западне!

И в райисполком снова посыпались жалобы. Клумбы простояли две недели. Тупик снова превратился в улицу. Машины поехали. Но решать вопрос всё-таки надо. Нет, дорогу снова переносить не стали, зато перед тремя подъездами злополучного третьего дома появились три 12-метровых ограждения. По сути, забор между тротуаром и дорогой. Вопрос решился? Как бы не так.

ограждения стали новым аттракционом для детей

— Мы не просили ограждения! – недовольны жильцы. – Мы просили перенести дорогу. Это устроило бы всех. Сейчас дети лазают по ограждениям, рядом снова едут машины, и безопасности больше не стало! Перенесите дорогу и всё закончится. А ограждения какие! В зоопарке красивее ставят!

УЛИЦЫ НЕТ, ПРОБЛЕМА ЕСТЬ

Что важнее: красота или безопасность? Каждый решит для себя сам. Начальник отдела архитектуры и строительства райисполкома Галина Кажарнович подтверждает «городищенскую» проблему. И, по её мнению, здесь есть две причины:

— Первый вопрос – в водителях и в скорости, с которой они едут. Я когда сама увидела, то ужаснулась! Никто не видит знака «Жилая зона»! Второй вопрос – проезд. Увы, но он единственный. Правда, пока. В будущем будут построены ещё два ряда домов и будут ещё два проезда, параллельных Городищенской. Оба будут выходить на улицу Доброй Воли (северный въезд со стороны объездной дорогиред.). Параллельно мы сейчас работаем, чтобы сделать ещё один заезд в микрорайон с западной стороны (с дороги на Куренецред.).

— Как скоро это будет?

— Трудно сказать. Всё зависит от финансирования. Проезды будут тогда, когда появятся дома. А заезд – пока это дорога республиканского назначения. Мы можем её перевести в разряд местных, но это — нагрузка на бюджет. Сами понимаете, с деньгами сейчас у всех туго, лишних нет. Не всё скоро делается, надо подождать.

— Но ведь уже можно перенести часть улицы Городищенской, как того просят жильцы дома?

— Можно. Но! Нужно корректировать проект – это время. Нужно обустроить дорогу – это деньги. Вроде, сто метров, но это тоже финансы. И я бы просила: не называйте дорогу улицей Городищенской. Это – внутриквартальный проезд. А название мы дали, чтобы люди не блуждали.

УЛИЧНЫЕ ПАРАДОКСЫ

Справедливости ради надо уточнить: это – всё-таки улица! Она записана в паспортах жителей как место регистрации. И таблички на домах гласят – улица. В «Google» вы найдёте 2 800 результатов по запросу «Вилейка. Городищенская улица» и один Городищенский проезд, но в Пензе. Наконец, перед перекрёстком Городищенская-Георгиевская есть два взаимоисключающих знака. Один «Жилая зона», а другой – «Главная дорога». Получается, всё-таки улица. Причём, по ПДД главной дорогой считается любая дорога по отношению к выездам с жилых зон. Здесь же, всё наоборот!

«городищенский» парадокс: то ли жилая зона, то ли главная дорога

Ещё один парадокс. В границах знака «Жилая зона» пешеходы могут передвигаться и по тротуарам, и по дорогам! Безопасность? Едва ли! Причём, именно пешеходы здесь имеют полное преимущество перед автомобилями.

А вот машинам можно со скоростью не более 20-ти километров в час. Но редкий водитель соблюдает установленный режим. Снизить скорость можно разными способами: например, создать искусственные ограничения, а можно и санкциями. В последние недели на этом участке несколько раз в день за скоростью следят сотрудники ГАИ.

— Только «спящие полицейские»! — инспектора на секунду отвлекаются, – никто здесь не будет «летать», если это повредит машине. 3-4-5 искусственных неровности – и через метр каждая. А через двести метров снова. Чтобы не разгонялись. И всё.

Кстати, такие меры активно используются в Гродненской области. Выезжаешь из Щучина или Ивье на магистраль – и преодолеваешь целый взвод «спящих». Может, и не совсем удобно, но зато безопасно!

ВМЕСТО РЕЗЮМЕ

Жильцы дома №3 намерены искать безопасность и дальше. Правда, пыл уже приутих – не все соседи поддерживают друг друга. Но до министра ЖКХ люди всё-таки достучались. Откроют ли им двери в других высоких кабинетах? Очень может быть.

Нужно ли выносить сор из вилейской избы на рассмотрение области или всей страны? Реально ли разобраться самим? Наверное, да. Если исправить недочёты в планировке, учесть все нюансы при устройстве новых улиц/проездов, а самое главное – слышать друг друга. Всё надо делать по закону, но иногда можно ещё и по-человечески.

Анатолий ЗАНКОВИЧ.

Фото автора

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
Яндекс.Метрика 150 queries