Шлях Перамогі

Вилейская районная газета

В ПОМОЩЬ СЕМЬЕ: Мой ребёнок меня не слушается

Затронуть эту тему я решила после недавнего посещения семей, дети в которых признаны находящимися в социально опасном положении. Придя в одну из таких семей, мы попали в эпицентр «детского непослушания»: мама на грани, ребенок плачет, бабушка возмущена поведением внучки до глубины души. А все из-за банального недопонимания в процессе подготовки домашних заданий.

Действительно, с проблемой непослушания сталкиваются практически все родители. Даже если вы родитель успешный и понимаете, что слишком непослушные дети это тоже отчасти хорошо. Что так ребенок проявляет себя как личность, особенно в кризисном возрасте и прочее. Но разве от этого легче? Порядок наводить нужно, и дисциплинировать свое любимое чадо все равно приходится. И чтобы этот воспитательный процесс не превращался в кошмар для вас обоих, нужно изучить и постараться применять следующие правила.
Во-первых, воспитательное мероприятие следует подготовить. Не отдавайте это важное дело случаю. Стихийность и спонтанность нам не помощники. Выберите подходящий момент для разговора – когда вы спокойны, и ваш ребенок находится в хорошем расположении духа.
Еще один пример:
– Как совладать с этим ребенком! Сил моих больше нет! Приходит из школы, вещи побросает, шапка в одну сторону, портфель в другую, ботинки посередине прихожей! Если бабушка не уберет, не повесит, все это так и останется до вечера! Безобразие!
– Действительно, безобразие. Как же вы пытались решить эту проблему?
– Как пыталась?! Я ему говорю! Раз сказала, два сказала! Ничего не помогает! Слов не понимает!
Итак. Эмоции – плохой помощник. Только спокойствие, как говорил Карлсон. «Вдохнули-выдохнули» – и прочие приемы.
Во-вторых, четко определите для себя, что вы от ребенка хотите. И сформулируйте свою цель позитивно. Не «чтобы вещи свои не разбрасывал», а «аккуратно вешал и раскладывал по местам». То есть, ваша задача приучить ребенка к порядку.
Начать разговор тоже нужно правильно. Переходим к следующему пункту. «Налаживание контакта». Сделайте так, чтобы ребенок обратил на вас внимание, чтобы он смотрел не в компьютер, а на вас. Можно даже присесть перед ним, если ребенок маленький. Глаза на одном уровне. Хорошо использовать касание, например, взять его за руку. Главное, установить контакт и убедиться, что вас слушают. После чего говорите примерно так: «Сын (дочь), у меня к тебе просьба». И пауза. Это очень важно, потому что важно дать ребенку осознать важность момента. Что перед ним мама (папа), и мама обращается с просьбой. Дальше вы спокойно описываете ситуацию. Старайтесь без оценок, просто констатируйте факты. И четко, глядя в глаза, в простой и понятной для ребенка форме, излагаете свою просьбу. Завершаете все чем-нибудь теплым – мягко похлопайте по плечу, поцелуйте. Пусть не забывает, что вы его не только воспитываете, но еще и любите.
Согласитесь, схема простая, и ее можно использовать, применяя на вашу конкретную ситуацию.
Вернемся к нашему примеру. Итак, как же сделать так, чтобы ребенок вещи свои убрал, а потом еще и посуду помыл, то есть маме помог, как делают это другие воспитанные дети? Примерно вот так.
– Сыночек, иди ко мне, пожалуйста. (Если он чем-то срочно занят, по возможности переждите. Не прерывайте игру на интересной середине. Но когда часть игры закончилась, будьте решительны).
В ответ молчание. Или что-то вроде: «…Ну, щас!..»
– Я жду. (Ждите спокойно, но настойчиво, чтобы он понял, что если вы ждете, то это серьезно, и все же лучше поспешить).
– Ну, чего?
– У меня к тебе просьба.
Дальше вы выдерживаете паузу – для осознания важности момента.
– В прихожей на полу валяется твоя одежда, и портфель лежит не на месте. Ты забыл повесить их на вешалку. Бабушка хотела убрать, но я ее остановила. Потому что ты должен сделать это сам. Верно? Верно. И впредь, давай договоримся, что, придя из школы, ты будешь вешать пальто на вешалку, как все. И портфель ставить на место. Договорились? (Договоренность будет достигнута легко, потому что вы же не требуете чего-то несправедливого. И ваш ребенок, конечно, понимает, что правильно, а что нет.)
– И второе, что ты сделаешь до того, как сможешь вернуться к компьютеру, чтобы немного еще поиграть (здесь вы используете скрытое предупреждение: не послушаешься, компьютер не получишь), я буду обед готовить, а тебя попрошу посуду помыть. Договорились? Вот и хорошо, беги, вешай вещи и приходи ко мне на кухню.
Использовать договоренности как прием очень рекомендую. Они эффективны не только с детьми. В целом повышают культуру отношений и способствуют воспитанию ответственности.
Конечно, нужно быть готовым к тому, что завтра, возможно, портфель будет привычно валяться не на месте, а любимое чадо вы увидите за компьютером, хотя уроки еще не сделаны.
Не волнуйтесь, потому что на этот раз разговор пойдет в другом ключе: «Ведь мы же договорились!» Привычка вообще формируется не сразу, также как ее ликвидация требует несколько повторений.
Итак, общий алгоритм действий следующий.
Завладеть вниманием ребенка и убедиться в том, что контакт есть. Обратить внимание, что у вас просьба и убедиться, что вас услышали. Изложите проблему четко, в понятной для ребенка форме, сформулируйте требование (желательно как просьбу для деликатности). Убедитесь, что ребенок вашу просьбу понял. Достигните договоренности, потому что очень важно, чтобы ребенок искренне согласился и добровольно взял на себя обязательство. Договоренность должны устраивать обе стороны. Мягко подтолкните к выполнению и завершите все чем-то теплым и позитивным.
Общий фон всего мероприятия: спокойствие, твердость и эмоциональная теплота. Удачи вам, дорогие родители!
Наталья ХМАРЕНКО,  психолог ГУ «Вилейский ТЦСОН»

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
Яндекс.Метрика 184 queries