В повестке дня очередной сессии – вопрос состояния и перспектив развития торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения
Обсуждая доклад заместителя председателя райисполкома Геннадия Костевича, кое-кто пробовал выйти за рамки предложенной докладчиком тематики. Депутат Дмитрий Круглик, например, ставил под сомнение стабильность преференций, предложенных для развития агроэкотуризма. Хотя налоговый прессинг не ужесточается и остаётся вполне лояльным. Но некоторые владельцы усадеб сами видоизменяют свою гостевую политику, предлагая посетителям не только отдых, но и развлечения в виде корпоративов, иных массовых мероприятий. А это уже совершенно иной вид деятельности, приносящий иные доходы, существование которого должно обеспечиваться соответствующей налоговой базой. Подобных нюансов в проблеме развития предпринимательской инициативы более чем достаточно, отрадно, что они становятся темой подобных обсуждений. В том числе, и депутатских сессий.
Говорят, торговлю и общепит надо отдать в руки частника. Тогда, мол, вследствие его личной заинтересованности, в отрасли будет наведён порядок. Такое утверждение не лишено смысла. Вот вам житейский пример. На мини-рынке «Содружества» (в Вилейке, напротив «Веснянки») по четвергам торгует своей продукцией Глубокский молочно-консервный комбинат. Это одно из ведущих предприятий перерабатывающей отрасли. Продукция в самом деле вкусная. Вилейский покупатель «тащится» от сыров – особенно «Адыгейского», масла коровьего, и, конечно же, достаточно умеренных цен. Прихожу как-то в обеденное время – продавцы ещё в наличии, весы – тоже, а продукта – нет. Разобрали?» – спрашиваю. Да нет, упаковали, – равнодушно констатирует продавец. – А распаковать нельзя? – Зачем, из-за какого-то килограмма? – Дама продолжает пребывать в блаженно-созерцательном настроении. Думаю, совершенно по-иному отреагировал бы на подобную ситуацию собственник, понимая, что теряет доход. Но ведь по-большому счёту и эта безразличная дама трудится на предприятии частной формы собственности. Глубокский консервный комбинат – открытое акционерное общество. Как и целый ряд вилейских предприятий – таких, как потребкооперация, как «Евроторг», УП «Минская фармация», ОАО «Агрокомбинат «Держинский». Представьте себе, на долю частной собственности в районе приходится 85 % товарооборота. Но не всегда, как и в вышеприведённом примере, люди чувствуют себя хозяевами на предприятиях, им принадлежащих. Наверно, это чувство тогда появится, когда уровень заработной платы будет напрямую зависеть от результатов человеческого труда, когда работник реально почувствует и осознает эту зависимость.
Как констатировал в докладе Геннадий Костевич, по итогам работы за первый квартал средняя заработная плата в сфере торговли составила 4 миллиона 259 тысяч рублей (средняя по району – 4 миллиона 861,7 тысячи). Разница существенная. Она, конечно же, влияет на мотивацию труда. И ещё любопытная статистика, которую привёл докладчик. Из продовольственных товаров наибольший удельный вес в общем объёме товарооборота занимают мясо и произведённые из него продукты. Реализация алкоголя в абсолютном выражении на душу населения снизилась с 9,9 до 6,7 литра. Если по продовольственным товарам наблюдается снижение продаж, то по непродовольственным – практически такой же рост. А значит, торговый баланс сохраняется. Очень важно, пожалуй, то, что у отрасли обозначена перспектива. И о ней тоже говорил докладчик. Крупное торговое предприятие «Содружество» провело модернизацию баров «Нептун» и «Дубочек», подключив к ним наружные сети водотеплоснабжения и канализации. В трёх магазинах – №№ 18, 6 и 16 расширены торговые площади и установлено новое торгово-технологическое оборудование. К магазину № 12 «Орхидея» также подключено центральное отопление. Да практически в каждом торговом предприятии внедрены какие-то новации.
Определённые инвестиции вкладываются в ремонт и модернизацию объектов торговли и общественного питания УП «Ромашка».
Не обошёл докладчик вниманием унитарное предприятие «Меркурий», где уже завершился ремонт центральной лестницы. Кроме того, здесь расширена зона самообслуживания, во всех структурных подразделениях удалось заменить торговое оборудование.
Что не удалось пока совершить в отрасли? 10 организаций не обеспечили положительную динамику роста розничного товарооборота. Не изжиты факты наличия товаров с истёкшим сроком хранения. Допускаются случаи закрытия магазинов из-за отсутствия продавцов. Зато у «Содружества», «Ромашки» и «Меркурия-центра» за январь – март получился хороший темп роста показателя по выручке от реализации продукции, товаров, работ, услуг в расчёте на одного среднесписочного работника.
А в перспективе? В текущем году запланированы к открытию придорожное кафе на автодороге Минск – Мядель (у деревни Ерхи), летнее кафе ЧУП «Чемпион плюс» в городском парке. Будут объединены и переоборудованы магазины №№ 5 и 6 УП «Ромашка» по улице Советской. Идёт также строительство торгового объекта площадью 500 квадратных метров по улице Городищенской. Одним словом, процесс количественного и качественного совершенствования торговой сети продолжается. В унисон с экономическим развитием региона и ориентирами покупательского спроса.
Наш жизненный комфорт во многом определяется насыщенностью и разнообразием торговых предприятий, которые мы посещаем, реализуя свои потребности в товаре хорошем и разном. На достижение этого естественного желания людей и ориентировано решение, принятое сессией районного Совета депутатов.
Мария КУЗОВКИНА.
Фото Алексея КАМИНСКОГО