Не так давно в милицию обратился житель Людвиновского сельского Совета и заявил о краже. Но не с банковской карточки он потерял деньги, став жертвой киберпреступников, и не имущества лишился, оставив незапертым погреб.
Такая информация довольно часто появляется в новостной ленте СМИ. Мы не то чтобы привыкли, но воспринимаем сообщения об этих фактах как часть нашей повседневности. Новая социальная реальность – соответственно, и новые способы мошенничества появляются. Хотя и старые тоже никуда не исчезают – это я про «классическое» воровство имущества.
Но и раньше, и сегодня факты кладбищенского воровства «цепляют» внимание гораздо сильнее. А произошло именно оно.
В Костеневичах злоумышленники украли с могилы родителей сельчанина гранитную ограду и шары, её украшавшие. Несколько лет назад он, похоронив мать, благоустроил могилы родителей: уложил плитку, установил памятники и гранитное ограждение. Заехав как-то на кладбище проведать могилы родителей, он увидел, что плитка разбита, а гранитных брусков-оград нет.
В Вилейском РОВД мне рассказали, что в этом году было еще одно подобное обращение в милицию, и тоже по поводу кражи гранитного ограждения. В области же за 7 месяцев зарегистрированы 36 случаев краж с кладбищ. В прошлом году воровства на погостах в нашем районе не было зафиксировано вовсе, а вот во всей области таких краж было 58.
Похоже, сейчас зарождается новый способ могильного воровства. Современный дизайн благоустройства – плитка, памятник, гранитная ограда – предоставил возможность относительно легко демонтировать гранитные ограждения и украшения: шары, вазы, плиты. Активность чужих людей на погостах уже не вызывает повышенного интереса. Ведь благоустройство на кладбище – услуга распространенная, выполняется она, как правило, нанятыми людьми. Если кто и заметит чужих, подумает, что, может, реконструируют памятник чей-то. Вот и воруют с кладбища прямо днём.
Мужчина, который рассказал мне эту историю, был очень расстроен. И дело не только в финансовых издержках, которые придется понести, чтобы вернуть вид захоронения в прежнее состояние. Дело в осознании момента, что память о родных тебе людях стала для кого-то объектом наживы.
Любопытно, конечно, о чём думают люди, которые воруют с кладбища? Ведь орудуют они не только в нашем мире, мире живых, но вторгаются в места, которые на протяжении всего своего существования человечество считало священным. Кладбище, погост – такое место, где всегда ощущаешь временность жизни, скоротечность бытия, а еще чувство, что стоишь перед тайной, которая откроется только, когда ты совершишь переход. Эти мысли не могут не выводить на размышления о смысле жизни: что мы здесь, на земле, делаем? Так ли живём, правильный ли выбор делаем каждый день? В чём наше земное предназначение?
Но это уже совершенно иная тема. А возвращаясь к заявленной в нашем материале, можно констатировать: даже на сельском кладбище нужно не терять бдительности и, увидев незнакомых людей возле могил односельчан, полюбопытствовать, что они там делают.
Ирина ТРУБАЧ