Представители общественного объединения «ЗОВиК» и Вилейского райисполкома посетили второй форум по развитию велодвижения «ПраРовар-2018», который прошёл в Бресте. Мероприятие, посвященное развитию велосипедного движения на городском и национальном уровнях, собрало 150 велоактивистов из более чем 20 городов Беларуси и 5 стран мира.
Форум «ПраРовар» собрал единомышленников, которые участвуют в развитии и формировании велосипедного движения Беларуси, а также Украины, Германии, России и Польши. Вилейка стремительно движется к цели стать городом, дружественным велосипеду. Многие скажут, что мы и так давно ездим на велосипеде и на работу, и по разного рода делам. Но цель вилейских велоактивистов и городских властей – создать в городе благоприятную велоинфраструктуру или, говоря современными терминами – городскую мобильность. Ведь как проверить, соответствует ли всем требованиям велосипедная инфраструктура? Очень просто – ответить самим себе на вопрос: вы бы тут ездили со своим малолетним ребенком или отпустили его одного здесь кататься? Шаги в этом направлении Вилейки небольшие, но точные и целенаправленные.
Главная задача, которую ставили перед собой организаторы форума «ПраРовар» – организовать площадку для обмена опытом между велосипедными активистами из разных городов, улучшить связь с городскими администрациями и проектировщиками, повысить навыки проектирования велоинфраструктуры и развития велокультуры, объединить действия и усилия для развития городского велосипедного движения в Беларуси.
В рамках брестского форума на секции «Развитие велодвижения в регионах» координатор вилейского общественного объединения «ЗОВиК» Евгений Ивашкевич рассказал о развитии велосипедного движения в Вилейке и презентовал результаты местной инициативы «Движение как способ сокращения выбросов парниковых газов» по проекту Европейского союза «Поддержка инициативы «Соглашение мэров» в Беларуси», реализуемой общественным объединением «ЗОВиК». Также в рамках секции начальник отдела архитектуры и строительства Вилейского райисполкома Дмитрий Горланов поделился опытом взаимодействия местных активистов с администрацией и СМИ в развитии велодвижения, рассказал про созданную инфраструктуру и дальнейших планах на строительство велоинфраструктуры в городе. Одним из нововведений в городском строительстве в Вилейке, как и по всей Беларуси, станет обустройство велопарковок в новостройках. Так, в соответствии с вступившим в силу с 1 ноября 2018 года ТКП, в проектах многоквартирных жилых домов должны предусматриваться велопарковки – «…из расчета не менее одного места на велопарковке на 10 квартир. Количество мест на велопарковках допускается увеличивать в каждом конкретном случае в соответствии с заданием на проектирование». В Вилейке первая такая велопарковка появится в торце проектируемого жилого дома в новом микрорайоне «Северный» с количеством парковочных мест из расчета квартир в домах «Северный-37» и «Северный-38». Причём будет эта парковка крытой. Теперь у вилейчан появится возможность оставить ненадолго велосипед рядом с домом, а не поднимать его в квартиру, чтобы быть уверенным в его сохранности. Также такие парковки могут стать местами для долгосрочного хранения велосипедов, а при условии использования надежных замков и камер видеонаблюдения будет обеспечена высокая защита велосипедов от краж.
На форуме в Бресте много говорили о безопасности езды на велосипеде, необходимости обучения детей ПДД и езде на велосипеде с малого возраста. Идеально, если бы обучение езде на велосипеде было включено в школьную программу, как это делают в Польше, о чем рассказали польские велоактивисты. Представитель немецкой велоинициативы Михаэль Шульте рассказал про движение в Германии. В Берлине в июне 2018 года приняли закон о мобильности, согласно которому улицы теперь будут проектироваться в соответствии с принципами безопасности движения, будут созданы новые маршруты рельсового транспорта и велоинфраструктуры. К 2030 году все автобусы Германии необходимо будет перевести на электродвигатели, которые будут питаться от солнечных и ветряных электростанций. Председатель правления Минского велосипедного общества Павел Горбунов рассказал про Концепцию развития велосипедного движения в Республике Беларусь. Так, к 2030-му году Беларусь ставит задачу снижения количество пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях велосипедистов не менее, чем на 25 процентов. В планах также, чтобы в крупных городах с численностью населения от 50 тысяч человек совершалось 8-10 процентов всех поездок на велосипеде, в малых городах – 15-20 процентов, в агрогородках и сельских населенных пунктах – свыше 40 процентов. Концепция также подразумевает, что должны постоянно создаваться условия для развития велотуризма. Таким образом, все выступающие на форуме рассматривали велодвижение как с точки зрения экономических, экологических, правовых, так и общественных аспектов.
Второй форум по развитию велодвижения в Беларуси, организованный Центром экологических решений и Минским велосипедным обществом «ПраРовар», показал огромный интерес и жителей больших и малых городов Беларуси, и общественных организаций к развитию велодвижения у нас в стране. Будем надеяться, что в ближайшее время и Вилейка станет дружественным велосипеду городом, а значит, и экологически чистому виду транспорта и здоровому образу жизни.
Сергей ГОНЧАР. Фото предоставлено Минским велосипедным обществом