Семь праздников и памятных дат, связанных с Господом и Его угодниками, отметит православная церковь в предстоящие семь дней. minsknews
13 января — Отдание праздника Рождества Христова. На богослужениях прозвучат молитвы и песнопения первого дня торжества. Традиция отмечать отдание праздников появилась в IV веке — сперва для Пасхи, Троицы (Пятидесятницы), Крещения Господня (Богоявления), потом для Рождества Христова. Позже распространена церковью на все большие праздники.
14 января — память святителя Василия Великого, одного из вселенских учителей церкви. Жил в IV веке в Каппадокии (территория Турции). Основал несколько монастырей и установил правила монашеской жизни. Был избран архиепископом города Кесарии Каппадокийской. Интересно, что трое его братьев также стали епископами и причислены к лику святых. Оставил огромное духовное наследие, много молитв (некоторые из них входят в ежедневно правило, в последование к причащению). Разработал свой вариант Божественной литургии, которая служится несколько раз в году (по воскресеньям в Великий пост, в четверг и субботу Страстной седмицы, рождественский сочельник) и, конечно, в день памяти святого, 14 января.
Имя Василия Великого вместе с именами двух других прославленных святителей — Григория Богослова и Иоанна Златоуста — носит Минская духовная семинария.
14 января — Обрезание Господне. По ветхозаветной традиции на восьмой день от рождения Богомладенец Иисус был обрезан. В Новом Завете обряд обрезания уступил место Таинству Крещения. Утром после литургии в некоторых храмах служат молебен новолетию, отмечаемому по Юлианскому календарю (старый Новый год).
15 января — память преподобного Серафима Саровского. Отмечается дата преставления и второго обретения мощей. Скончался знаменитый старец и чудотворец в 1833 г. Через 70 лет был прославлен в лике святых. Тогда же его останки открыли для поклонения (первое обретение). После Октябрьской революции Саровскую пустынь, где жил подвижник, закрыли, мощи его считались утерянными. Вновь обрели их в 1991-м в Санкт-Петербурге среди экспонатов музея атеизма. Часть мощей получил в дар минский Свято-Серафимовский приход (храм на ул. Космонавтов, 24).
17 января — Собор 70 апостолов. Помимо первых 12 апостолов Христос избрал позже еще 70 для проповеди благой вести. Евангелист Лука пишет об этом: «Избрал и других 70 учеников и послал их по два… во всякий город и место, куда сам хотел идти». Празднование установлено, чтобы показать равночестие новых апостолов и предотвратить разногласия в почитании. К их числу церковь относит евангелистов Марка и Луку.
18 января — Навечерие Богоявления, или Крещенский сочельник. День такого же строгого поста, как и в канун Рождества Христова. Утром так же служатся Царские часы, Великая вечерня, литургия. По окончании — чин Великого освящения воды, после чего ее начинают раздавать прихожанам.
19 января — Крещение Господне, Богоявление (в некоторых храмах, как и на Рождество, состоятся ночные богослужения). Праздник установлен апостолами в память о крещении Господа в водах Иордана. Подробно о событии — в 3-й главе Евангелия от Матфея. Христос не нуждался в покаянии и омовении от грехов. Но освятил Собою воду как основу жизни, явил Себя миру как Сын Божий и даровал церкви Таинство Крещения. После литургии (в некоторых храмах после ночной) снова будут служить чин Великого освящения воды. В этом чине церковь просит Господа прийти и действием Святой Троицы освятить воду, чтобы она получила «благословение Иорданово и благодать к исцелению душевных и телесных немощей, очищению душ и телес, в отгнание всякого навета видимых и невидимых врагов, к освящению домов и на всякую пользу».
В честь Богоявления назван один из минских приходов (храм строится в Лошице на ул. Чижевских).