Старейший храм Вилейщины в деревне Костыки и единственный в Беларуси в память Святых Сорока Мучеников Севастийских отмечает 265 лет со дня освящения.
Церковь Святых Сорока Мучеников Севастийских в д. Костыки представляет собой памятник деревянного народного зодчества с элементами классицизма. Она состоит из квадратного в плане бабинца над двухскатной крышей, завершенного восьмигранным шатром колокольни с маленькой луковкой, прямоугольного нефа и пятигранной апсиды. Стены нефа и апсиды имеют полуциркульные окна. При входе выступают хоры с боковой лестницей. Церковь включена в Государственный список историкокультурных ценностей Республики Беларусь.
Свое название Костыкская церковь получила в память о сорока мучениках Севастийских. Праздник отмечается в Православной церкви 22 марта по новому стилю и с древнейших времен относится к кругу наиболее чтимых. Житие этих святых начала IV в. оставило глубокий след в истории христианства. Целая дружина римского войска, сорок воинов-христиан, прославленных многими победами, приняли мученическую смерть за веру во Христа в армянском городе Севастии в 320 г. (совр. Сивас — город в исторической области Малая Армения, ныне центр провинции Сивас (Турция), расположенной в Центральной Анатолии).
Хотя в источниках нет прямых указаний на то, что сорок Севастийских мучеников были этническими армянами, но Армянская апостольская церковь наравне с прочими христианскими церквями весьма почитает их. Так, в армянской средневековой литературе часто можно встретить сюжет с сорока мучениками, который представляет собой перевод соответствующей беседы Василия Великого. Известно также о почитании мощей Севастийских мучеников. Наконец, о том важном значении, которое играли эти мученики в армянском пантеоне святых, свидетельствует следующий факт: в начале XVII в. киликийский католикос перенес свою резиденцию из Сиса (Киликия) в Алеппо (Сирия), где специально для этого была возведена армянская кафедральная церковь Святых сорока мучеников.
Деревня Костыки расположена на правом берегу Вилии. О том, что люди поселились здесь еще в глубокой древности, свидетельствуют сохранившиеся до наших дней археологические памятники: селища каменного и бронзового веков, а также курганные могильники железного века и раннего средневековья. Впервые их исследовали такие известные археологи XIX в., как Адам Киркор и Константин Тышкевич. В своей монографии «Вилия и её берега» (1871 год) Константин Тышкевич отмечает:
«… между Чапельщиной и Костыками, двумя деревнями пана Альфреда Слизня, на расстоянии около версты, в том месте, где когда-то были построены склады, являющиеся первой старой пристанью в этой верхней части Вилии, все пространство заполнено курганами, поросшими можжевельником. Здесь находится множество курганов, многие выделяются необычными, как для погребальных курганов, размерами…».
Первое упоминание о Костыках относится к 1613 г.: в это время село входило в имение Сервачь Ошмянского повета Виленского воеводства и принадлежало виленскому капитулу и князю Бенедикту Войне, епископу виленскому. Впоследствии имением Костыки владели представители дворянского рода Слизней (до конца XIX в.).
Михал Адам Слизень был подконюшим Великого княжества Литовского. В 1756 г. он построил в Костыках новую униатскую церковь во имя Святых сорока мучеников Севастийских.
В 1881 г. в селе Костыки была открыта школа грамоты. Именно церковь в то время была основным организатором начальных школ для крестьянства. Как правило, школы создавались приходскими священниками при церквях. 1 сентября 1906 г. школа грамоты была преобразована в церковно-приходскую школу при приписной церкви в селе Костыки. Школа помещалась в наемном доме, в ней преподавал церковно-приходской учитель Фадей Яковлевич Хило, а обучались 33 мальчика и 13 девочек, трое из которых были католиками, а остальные – православными.
Известно, что в 1911 г. был завершен ремонт Костыкской церкви, общая стоимость которого составила около 700 рублей. Ремонт был произведен исключительно на средства прихожан и частные пожертвования. Во время ремонта была обретена старая икона Богородицы, на обороте которой сохранилась следующая надпись: «Сия икона пожерт. Костеневицкой Покровской церкви поже. пом. И. Козелло» и дата: «1605 г.». Священник местной церкви Василий Забрудный доставил икону в Виленский женский монастырь, где ее немного обновили. Затем усердием Евстафия Череповича, прихожанина Камень-Спасской церкви, проживающего в Вильно, икона была вделана в дорогой киот и доставлена в день Покрова Божьей Матери на станцию Кривичи, куда к ее приводу прибыл крестный ход из приписной Костыкской церкви. Оттуда крестным ходом икона была торжественно перенесена в село Костеневичи для торжественного молебна на месте, где ранее стоял Костеневичский Покровский храм, а затем икону доставили в церковь в Костыках. В дальнейшем она носила название Икона Божьей Матери Костеневичская, считалась, что она может творить чудеса и знамения.
В начале 30-х гг. XX в. Костыкская церковь вновь приобретает статус приходской с двумя приписными храмами: церковью Преображения Господня в д. Заболотье (построена в 1918 г.) и церковью Святой Праведной Елисаветы в д. Затемень (построена в 1835 г.). В 1947 г. архиепископ Минский и Белорусский назначил настоятелем Костыкской церкви Святых Сорока Мучеников Севастийских священника Георгия Николаевича Скобея. Сохранился раппорт последнего за 1949 г. В нем священник указывает численность верующих в приходе («2026 душ православных и около 2500 душ римо-католиков») и отмечает, что «верующие относятся к храму с почтением и благоговением». Состояние самой церкви он оценивает как удовлетворительное. В раппорте сказано, что в 1949 г. был произведен небольшой ремонт церкви: покрашена крыша, установлен надкупольный крест.
Последние записи в сохранившихся церковных документах датируются февралем 1962 г. Скорее всего, именно в это время храм в Костыках был закрыт, но не осквернен. Церковь не передали под сельский клуб или склад, и местные жители, как могли, тайно и явно оберегали свою святыню.
Летом 1989 г., после почти 30 лет забвения, церковь вновь распахнула свои двери прихожанам. Это был один из первых храмов, открытых и освященных в Беларуси после долгого разрушительного гонения на религию.
За последние два десятилетия здание церкви несколько раз подвергалось ремонту, однако качество его оставляло желать лучшего: вначале крыша и колокольня были отделаны жестью, позже все здание облицовано вагонкой из ПВХ, что вызвало гниение бревен. В 2014 г. после обследования церкви в Министерство культуры Республики Беларусь был направлен запрос на проведение ремонтных работ. Запрос был удовлетворен, и к 2015 г. в Костыках на средства прихожан и меценатов был выполнен очередной ремонт здания церкви: старая обшивка была демонтирована, стены храма обшиты доской, крыша – гонтом, вокруг церкви была выложена плитка.
6 августа 2016 года в Костыкской церкви состоялась праздничная литургия, возглавил которую епископ Молодечненский и Столбцовский Павел в сослужении священнослужителей храмов Вилейщины. Специально к этому торжеству, 260-летию церкви, со святой горы Афон привезли мощи Сорока мучеников Севастийских, а настоятелю храма иерею Валентину Пешко подарили икону этих святых.
В наши дни церковь Святых Сорока Мучеников Севастийских в д. Костыки находится на пастырском окормлении иерея Валентина Пешко, настоятеля храма Святого Духа в д. Речки, благочинного Долгиновского церковного округа Молодечненской епархии Белорусской Православной Церкви. Сегодня это старейший деревянный храм на Вилейщине и единственный в Беларуси, освященный в память Святых Сорока Мучеников Севастийских.
Ольга КОЛОСОВА, научный сотрудник Вилейского краеведческого музея/Фото предоставлено автором