Луч света, падающий с витража по диагонали, разделял небольшое помещение церкви почти напополам. Солнечные блики падали на головы прихожан, склонённые под благословение. Служба закончилась – и храм готовился к событию, начало которому положено было здесь почти пять лет назад. Тогда светлым майским днём, накануне праздника Великой Победы, в вилейскую Свято-Мариинскую церковь прибыла группа энтузиастов, во главе с аспиранткой Белорусской Академии музыки Еленой Шатько. До этого уже четыре года Елена Геннадьевна занималась изучением искусства колокольного звона на территории бывшей Западной Беларуси.
Группе предстояло сделать аудиозапись колокольного звона вилейской церкви. Специалисты утверждают, что по своему набору таких колоколов, как в Вилейке, в Беларуси больше нет. Они водружены на колокольню в 1906 году. И отлиты в Подмосковье. Интересно то, что во время подъёма колоколов на одном образовалась небольшая вмятина, но это ничуть не повлияло на качество звука. Во время той нашей первой встречи с Еленой Шатько выяснилось также, что старинные колокола звучат на частотах в диапазоне ультразвука. Современные технологии к этой особенности прибегают крайне редко. Но, конечно, сколь бы совершенен не был инструмент, к нему обязательно нужно приложить руку и сердце Мастера. И такие имеются в Вилейской церкви. Звонари Василий Муренко и Николай Шкет – настоящие мастера импровизации. Колоколят и мыслями, и душой, и телом, – утверждает протоиерей отец Симеон, настоятель храма, благочинный вилейских приходов.
– Звон меня и духовно, и телесно исцеляет, – делится Василий Муренко с комментатором телеканала «Беларусь 1» Ларисой Гулевич, которая готовит сюжет к своей программе «Сила веры». – Бывает, иду в храм больной, а возвращаюсь здоровый. Вот что значит, наколоколился…
Колокол несёт в себе энергетику веры, аккумулируя силу святой молитвы и вознося её Небу. Он распространяет в пространстве ауру радости, исходящей от сердец тех, кто сумел или стремится постичь великую тайну бытия.
– Мы возносимся к Богу, когда слышим удар колокола, – говорит в беседе с телекомментатором благочинный. У отца Симеона – тоже свой опыт общения с колоколами. Поскольку храм был недалеко от родительского дома, он, будучи мальчишкой, бегал туда поколоколить. Ещё абсолютно не предполагая, что через десятилетия уже в его храме будут звучать самые уникальные в Беларуси колокола. Без них, утверждает отец Симеон, церковь была бы угрюма. А осенив себя крестом при звуках колокольного звона, даже находящийся вне храма христианин уже словно присутствует на богослужении.
Тогда, пять лет назад, Елена высказала опасение, что уникальное искусство может исподволь исчезнуть, уйдя в вечность со своими носителями. Сегодня она настроена более оптимистично: у мастеров находятся приемники. К этому выводу её привёл опыт десятилетнего изучения прошлого и настоящего древнего искусства звонарей. История колоколов – это история храма. В контексте тех жизненных реалий, которые ему пришлось пережить. Вот почему столь масштабен и значим труд Елены. Сегодня он вылился в книгу – впечатляющее издание, богато иллюстрированное, содержащее в том числе и фундаментальный материал по истории белоруской православной церкви.
– Когда церкви закрывались, народ пытался сберечь колокола, их вечно живую душу, – рассказывает Елена Геннадьевна. В её монографии – свидетельства очевидцев тех событий, бесценные воспоминания людей, ныне живущих и уже ушедших в вечность. Исследовательская работа Елены Шатько легла в основу её кандидатской диссертации.
– На защите было много представителей общественности Минска,Санкт-Петербурга, Москвы. Сам Митрополит Филарет, доктор богословия, писал рецензию. Знаете, защита прошла в контексте торжества православия, – с чувством гордости за признанный столь многоликим и разнообразным представительством труд делится Елена Геннадьевна.
«Колокола западных регионов Беларуси рассмотрены автором на основании проработки обширного исторического материала: печатных публикаций, архивно-рукописного наследия, устных свидетельств… Весомость исторического раздела усиливает сделанное автором приложение, в котором сконцентрирован обширный документальный и этнографический материал», – пишет в аннотации к книге Елены Шатько А.Б. Никаноров, музыковед-кампанолог, кандидат искусствоведения из Санкт-Петербурга. Пока издание, дополненное диском с записью колокольных звонов, вышло тиражом в 100 экземпляров. При финансовой поддержке Московского колокольного Центра.
– Для того, чтобы храмы Беларуси и все, кого интересует древнейшее искусство колокольного звона, могли иметь эту книгу, нужно выпустить ещё как минимум 3 тысячи экземпляров. – В словах автора – нотки горечи. Они объяснимы: на издание такого тиража требуется 15 тысяч долларов США. Может быть, и среди вилейчан найдутся бескорыстные альтруисты, располагающие подобными средствами? Хотя почему «бескорыстные»? Вечно то, что нетленно: душа человеческая и душа храма, слово Божие и страсть молитвы, вознесённой небу звоном церковных колоколов.
Мария КУЗОВКИНА.
Фото автора
Электронный адрес Е.Г. Шатько, преподавателя Белорусской Академии музыки, кандидата искусствоведения, этномузыковеда-кампанолога, действительного члена Ассоциации колокольного искусства России, – в редакции.