Шлях Перамогі

Вилейская районная газета

Социальная – значит, для всех и каждого

О проекте Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам социального обслуживания» говорим с депутатом Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Ириной Супранович.

Спрос на новации

– Для нашей страны социальная политика в приоритете, – отмечает Ирина Александровна. – Социальная направленность политики государства проявляется прежде всего в особой поддержке наиболее уязвимых категорий граждан, нуждающихся в ней в силу возраста, болезни и иных объективных обстоятельств. Качество жизни таких людей во многих случаях напрямую зависит от оказываемой им дополнительной помощи посредством социального обслуживания.

Сегодня спрос на социальные услуги отличается устойчивостью и растет, при этом растут требования со стороны получателей услуг к полноте и качеству обслуживания, а также необходимости индивидуального подхода при их оказании.

Очевидно, что без разработки и продвижения новых подходов в системе социального обслуживания, внедрения инновационных форм и технологий, новых социальных стандартов в области социального обслуживания невозможно обеспечение доступности и качества социальных услуг, соответствующих требованиям сегодняшнего дня.

Закон принят более 20 лет назад, в 2000 году. Последние изменения в него были внесены в 2017 году. За это время наработана практика применения, во время встреч с избирателями поднимались вопросы, касающиеся внедрения новых форм и методов. Так, с учетом правоприменительной практики, возникла необходимость его корректировки. Неоднократно проводились заседания рабочих групп, комиссии по обсуждению обновлённого законопроекта.

– Законопроект направлен на совершенствование системы социального обслуживания, повышения доступности социальных услуг. Его цель – дальнейшее развитие системы социального обслуживания, отвечающей требованиям сегодняшнего дня, – отмечает Ирина Супранович. – В законопроекте предлагается закрепить одним из основных принципов социального обслуживания такой: максимальное сохранение условий пребывания гражданина в привычной благоприятной среде, т. е. обслуживание в стационарных условиях должно быть исключительной мерой, главное для граждан – сохранить привычную среду – домашнюю обстановку.

Не дом-интернат, а социальный пансионат

В целях обеспечения получателям услуг необходимой поддержки и содействия их проживанию в привычной благоприятной среде, а также поддержки физических лиц, осуществляющих уход, формируется система долговременного ухода – это комплекс межведомственных мероприятий по оказанию гражданам, имеющим выраженные ограничения жизнедеятельности, социаль­ных, медицинских, реабилитационных (абилитационных) и иных услуг, а также содействие в их предоставлении.
– В числе основных новаций документа – внедрение оценки индивидуальной нуждаемости граждан в социальном обслуживании, т. е. подбор формы социального обслуживания, видов, перечня и объема социальных услуг, – отмечает депутат. – В законопроекте предусмотрено переименование домов-интернатов в социальные пансионаты. Необходимость в этом назревала давно, ведь для человека важна психологическая составляющая. Изменение наименований будет способствовать формированию положительного восприятия таких учреждений среди населения.

С учетом сложившейся практики в перечне государственных учреждений социального обслуживания законопроектом предусмотрены центры (дома) временного пребывания для лиц без определенного места жительства, которые созданы по инициативе местных исполнительных и распорядительных органов и входят в систему комитетов по труду, занятости и социальной защите облисполкомов (Мингорисполкома).

Внесение таких учреждений в перечень государственных учреждений социального обслуживания позволит обеспечить реализацию единой политики в отношении регулирования их деятельности.

Чем поможет подвоз?

Важной нормой является организация подвоза отдельных категорий граждан от места жительства к месту получения социальных услуг и обратно. Это позволит обеспечить доступность услуг и привлечь, объединить большее количество жителей, особенно отдаленных населенных пунктов.

Расширяются полномочия местных исполнительных и распорядительных органов в части организации на безвозмездной основе подвоза работников в государственные учреждения социального обслуживания, осуществляющие стационарное социальное обслуживание, либо компенсации им расходов на проезд.

Принятие данной меры обусловлено в первую очередь решением кадрового вопроса и необходимостью создания условий для подвоза работников таких учреждений к месту работы и обратно.

О реестре поставщиков социальных услуг

Также возникла необходимость организации учета субъектов хозяйствования, в том числе негосударственных, оказывающих социальные услуги, и предлагается Закон дополнить статьей о Реестре поставщиков социальных услуг Республики Беларусь. Отдельной главой регламентируются права и обязанности поставщиков социальных услуг независимо от их формы собственности.

Определены случаи, когда лица, осуществляющие уход, имеют право на вознаграждение – оказание социальных услуг, включая услуги по уходу, в форме социального обслуживания в замещающей семье и ежедневного ухода. Это новая форма социального обслуживания, предусматриваю­щая оказание комплекса социальных услуг, включая услуги по уходу, направленного на удовлетворение обеспечивающих жизнедея­тельность потребностей, в том числе нерегулируемых, нуждаемость в которых возникает, в том числе один и более раз в сутки.

Предусмотрены виды государственной поддержки лиц, осуществляющих уход, в том числе выплата вознаграждения.

Изменяются подходы к выплате пособия по уходу за инвалидами 1-й группы либо престарелыми (старше 80 лет). Вознаграждение будет выплачиваться из средств, предусмотренных на социальное обслуживание. Сейчас оно выплачивается из средств социального страхования.

Отношения по выплате вознаграждения будут основываться на основании трехстороннего гражданско­-правового договора, где одной стороной будет получатель ухода, второй – лицо, осуществляющее уход, третьей – территориальный центр социального обслуживания населения (ТЦСОН).

Пенсионное страхование

Предлагается предоставить лицам, осуществляющим уход, право на уплату обязательных страховых взносов на пенсионное страхование. Сейчас обязательные страховые взносы из пособия не уплачиваются, соответственно страховой стаж не формируется. При этом лица, осуществляющие уход, не могут одновременно работать и получать пособие по уходу. Теперь же пособие будет увеличено на необходимый процент для уплаты страхового взноса (в настоящее время размер пособия по уходу составляет 100% бюджета прожиточного минимума, увеличение его размера увязано с необходимостью уплаты с суммы вознаграждения подоходного налога в размере 13% и 1% на пенсионное страхование при изъявлении желания уплаты страховых взносов). Планируется, что размер вознаграждения составит 115% наибольшей величины БПМ в среднем на душу населения, утвержденного Министерством труда и социальной защиты, за два последних квартала – при оказании социальных услуг по уходу за одним лицом, нуждающимся в уходе; 150% БПМ – при одновременном оказании социальных услуг по уходу за двумя лицами, нуждающимися в уходе (сегодня – 120% БПМ). Таким образом, для обеспечения возможности формирования пенсионных прав лицу, осуществляющему уход с получением вознаграждения, предоставляется право по желанию участвовать в системе государственного социального страхования и уплачивать страховые взносы на пенсионное страхование.

Подготовила Татьяна ШЕРШНЁВА

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
Яндекс.Метрика 146 queries