Шлях Перамогі

Вилейская районная газета – свежие и интересные новости

РОДИТЕЛЯМ. Если ваш ребёнок в первом классе

– Мой сын, Максим, в этом году пошел в первый класс. Не знаю почему, но я очень волнуюсь. Мне кажется, ему будет трудно общаться с учителями и сверстниками. Он у меня яркая индивидуальность, не любит подчиняться, – делится своими переживаниями знакомая. – А вдруг попадется педагог авторитарного склада – тогда Максиму будет непросто! Хотя, возможно, я просто себя накручиваю.
Такая ситуация знакома многим родителям. Большинство пап и мам, отправляя свое чадо в первый класс, даже не задумываются, какой стресс переживает их ребенок. Первоклассника ждут новые социальные условия, новая деятельность, к которой ему придется приспосабливаться. И его успешный процесс адаптации во многом будет определять его отношение к обучению и к тому, как он будет ощущать себя в новом коллективе. Поэтому абсолютно любого вчерашнего детсадовца следует поддержать морально. Как это сделать правильно, чтобы посещение уроков не превратилось в каторгу, а воспоминания о первых учебных днях в школе не стали травмой и как избежать традиционных родительских ошибок?

Не детсадовец, а школьник
– Когда ваш ребенок первый раз идет в школу – это важное событие не только в его, но и в жизни его родителей. И для того, чтобы помочь ему вступить в эту взрослую и волнующую жизнь без лишнего беспокойства, в первую очередь, родителям хорошо бы взглянуть на эту ситуацию глазами будущего первоклашки, – говорит Наталья Хмаренко, психолог территориального центра социального обслуживания населения. – Еще пару месяцев назад ваше чадо покинуло тепличный детский сад. Вы отчетливо осознали, что в прошлое навсегда канули тихие часы, прогулки, полдники, любимые нянечки и воспитательницы. Мама с бабушкой со скорбным видом вздохнули: «Ну все, вырос (ла)… Кончилось детство. Скоро – в школу!». Уже? Так быстро? Да как же так-то! И вдруг резко стало все нельзя. Вернее, даже не «нельзя», а… Играешь на полу с куклой, а папа над тобой смеется – большая уже в куклы-то играть. Залезешь на кровать как раньше попрыгать – косые взгляды, мол, не по статусу подобные забавы, ведь в школу скоро. И все чаще ребята слышат в свой адрес: «Вот пойдешь в школу – кончится твоя сладкая жизнь». И вот наступает тот день, когда ты встаешь рано утром и идешь в школу в нарядной форме и с красивым букетом в руках. А что там, в этой школе? Какие-то учителя, какие-то непривычные и неродные другие дети. Как они отнесутся к тебе? Не будут ли смеяться? Чего ждать?
Специалист утверждает, что очень здорово, если родители отчетливо помнят свои личные детские переживания, связанные со школой, понимают возможные ошибки собственных родителей и стараются не допускать их. Тогда им не о чем волноваться – их первоклашка, скорее всего, начнет свой школьный путь с ощущением гармонии и стабильности внутри.
– Однако если с высоты прожитых лет эти чувства кажутся вам пустяковыми, постарайтесь все же с равнодушным видом не отмахиваться от своего чада. Ведь вы не только можете, но и должны помочь своему ребенку привыкнуть к условиям обучения в школе. А соблюдая несложные рекомендации – не только помочь своему сыну или дочери справиться со сложностями на первых порах, но и стать надежными помощниками в достижении положительных стабильных результатов на протяжении многих учебных лет, – уверена психолог.

Не хочу идти в школу!
Знакомая многим родителям проблема – ребенок всячески противится идти в школу. И, по словам Натальи Хмаренко, убедить его это сделать сухой логикой – получится вряд ли. А лучше использовать то, что доступно и хорошо знакомо ребенку в его возрасте, а именно желание обладать «запретным плодом», любопытство, чувство собственной важности и самостоятельности.
– Подготовьте ребенку рабочее место, где он будет в дальнейшем делать уроки, и поясните, что такие почести – только для школьников, а не для малышей. Разрешите ему самому выбрать школьные принадлежности. Пусть это будут не самые практичные, зато милые детскому сердцу вещицы – ластики с ароматом малины, гнущиеся карандаши и разноцветные ручки. Также почаще поднимайте дома темы, посвященные положительным сторонам школы. Ведь, правда, ребенка там ждут не только учебники, уроки и экзамены, но и новые друзья, интересные кружки, экскурсии и мероприятия. Это к тому, что взрослые сами создают малышу атмосферу, рисуют образ школы в его детской головке. И если дома мама с папой синхронно изображают школу только в серых тонах – как тюрьму или больницу, где сыну или дочери обязательно нужно будет мучиться и отказываться от всего привычного, – то и результат будет соответствующим.

Действия по плану
Что же все-таки следует делать родителям, чтобы помочь новоиспеченному школьнику адаптироваться в школьной среде? Психолог предлагает незамысловатые, но очень важные действия.
– Составьте с ребенком распорядок дня, обязательно выделив время для игр и свободного времени. Заметьте, это не одно и то же. Игры – для отдыха и развития, а свободное время для формирования самостоятельности – пусть сам решит, как и куда его потратить.
Также следует поддерживать в ребенке его стремление стать школьником. Искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
– Обсуждайте с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе, объясняйте их необходимость и целесообразность. Хвалите за успехи, не ругайте за промахи. Неудача – это лишь повод начать стремиться к лучшему результату, учиться быть аккуратным, внимательным и ответственным. Нарисовал в тетрадке кривой крючок – не конец жизни, сломал пенал или порвал брюки – вещи можно купить или починить, – говорит специалист. – Соревноваться ребенок может только с самим собой, а не со сверстниками. Неделю назад не получалась красивая «Б» в тетрадке, а после ежедневных тренировок – она вышла ровнее ровного? Похвалите: «Вот видишь, ты раньше не умел, а сейчас научился». Сравнения с другими, пусть даже и более успешными одноклассниками, приведет только к зависти и формированию низкой самооценки, – говорит специалист. – Не отождествляйте ребенка с его успехами или неудачами. Он – ваш сын (дочь), самый любимый и самый очаровательный ребенок на свете. Вы любите его, не смотря на двойки и тройки, а все мелочи жизни преодолеваете вместе. Не забудьте уведомить об этом свое чадо.
Не советует психолог и ровнять авторитет учителя и одноклассников в глазах первоклашки. Ведь ребенку необходимо будет выстраивать с ними деловые и дружеские отношения. А как он сможет это сделать, если будет заранее убежден, что учительница «слишком молодая для школы», а одноклассники – «глупые зазнайки»? И он это не сам придумал, об этом мама с папой на кухне разговаривали. И самое, пожалуй, важное: если возникли какие-либо беспокойства касаемо поведения, учебных дел вашего чада, то не стоит стесняться и смело обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
Также, по словам Натальи Хмаренко, чтобы самооценка первоклашки не пострадала, и у него сформировалось стремление к успеху, не стоит проявлять излишнюю опеку. Например, когда ребенок чем-то занят самостоятельно, нужно дать ему понять, что вы рядом, но не вмешиваться.
«Учение – это нелегкий и ответственный труд. Впереди родителей ожидают множество трудностей и проблем. И справиться с ними школьнику будет куда легче, если он будет чувствовать любовь и поддержку своих пап и мам».
Екатерина КАРПИК

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
Яндекс.Метрика 24 queries