Шлях Перамогі

Вилейская районная газета

«Пруды Щарки» в Вилейском районе – ландшафтный ресурс для рыбного бизнеса

Ожерелье из нежно-голубых бусинок водной глади, украсившее пойму реки Илии, имеет достаточно прозаическое происхождение. Это сеть искусственных прудов, сооруженных в результате вполне удачных гидрологических экспериментов одним из теперь уже бывших сельхозпредприятий Вилейщины.

Когда-то, в еще доперестроечные времена, своего рода доминантой в оценке уровня экономического развития хозяйств считалось наличие в нем подсобных промыслов – этакой своеобразной подушки финансовой безопасности. Тогдашний совхоз «Карповичи» сделал ставку на рыбу, предполагая использовать наличествующий ландшафтный ресурс. Вроде получилось… Потом, уже после перестройки и сопутствующих ей переделов собственности, инвестором сельхозпредприятия стало находящееся в те времена на плаву соседнее акционерное общество. А сегодня пруды принадлежат крестьянскому фермерскому хозяйству, одним из видов деятельности которого является агротуризм. Если выразиться более точно – рыбный туризм. О нем увлеченно, с глубоким знанием дела, рассказывает Дмитрий Сачивко, исполнительный директор фермерско-крестьянского хозяйства «Пруды Щарки».

Условия для тесного общения

Дмитрий Зенонович – старожил на Щарке. Он не только осведомленный свидетель истории прудов, но и во многом ее активный участник. Уже более пятнадцати лет организует работу этой, скажем так, нестандартной формы хозяйствования, основанной на пополнении рыбных запасов, уходе за вод­ными ресурсами, создании условий для любителей активного отдыха.

– Площадь всех наших двенадцати прудов – почти сорок гектаров. Вместе с земельными угодьями – сорок пять. В «сухопутном» ландшафте преобладают сосны. Но есть и березы, и иные представители распространенной в наших краях флоры. Потому в лесах, особенно в молодых сосняках и березняках, полно черники, земляники. Находят для себя занятие любители поохотиться на мелкого зверя. Это я вообще к тому, что ресурсы нашего хозяйства достаточно богаты. И не только рыбой. А она – тема отдельного разговора. Не скрою, были времена, когда в наших прудах рыбьи особи вполне вероятно скучали от отсутствия тесного общения…

Потому вновь созданное хозяйство начало с пополнения своих порядком опустевших запасов, поиска поставщиков ресурсов для зарыбления водоемов. «Альба», «Лохва», «Селец»… Эти рыбоводческие хозяйства, кроме выращивания товарной продукции, поставляют на рынок и рыбопосадочный материал. Их услугами воспользовались «Пруды Щарки». Запуская в водоем молодь от пятидесяти до ста граммов, на выходе получают товарный продукт… Замрите, рыбаки-любители и даже профессионалы: в прудах попадались щуки весом в двенадцать килограммов, а сомы – даже до двадцати пяти. Ну, это уж, как говорится, кому на что повезет.

«Рубильник» для рыбачьего счастья?

Существует такое понятие, как «рыбачье счастье». Впрочем, вот как комментирует его наличие детально осведомленный в этих делах руководитель:

– Рыбалка на прудах начинается, как правило, в 6 утра. Бывает, стоят люди до обеда почти впустую. А назавтра в этих местах такой клев начинается… «Что вы такое сделали с этой рыбой, что она сегодня прямо виснет на крючке?» – спрашивают у меня рыбаки. «Рубильник включил», – подшучиваю над их недоумением. А в принципе они и сами знают, что есть много факторов для удавшейся рыбалки. И для неудачной – тоже. Погода, перепады давления… У нас ведь организм на все это реагирует плохим самочувствием. У рыб, очевидно, аналогичная ситуация.

Сегодня легче, наверно, перечислить сорта рыб, которые отсутствуют в прудах фермерского хозяйства, чем те, что наличествуют. Карась, белый амур, щука, сом, плотва, карп, линь, окунь, толстолобик, форель радужная…

– Последняя – это не та, что в красной книге, – подчеркивает Дмитрий. – В отличие от янтарной, которая встречается в естественной природной среде, рыбхозы занимаются ее товарным производством. В пруды садят, как правило, и крупную, и мелкую рыбу. Это я к тому, что рыбаки иногда сетуют: одна мелкая рыба попадается. Но вы ведь хотите поймать, а не простоять с удочкой впустую? Та, что помельче, она как любопытный ребенок, хватает любую наживку. Ей интересно все в рот тянуть. Крупная – она больше на свете прожила. Если больше килограмма, ее возраст может быть три года и больше. С опытом рыбка, определенной интуицией. Такую поймать – можно целый день за одной простоять. Ну, это кто какую рыбалку считает удачной.

– Надо сказать, что при создании концепции своего развития мы сделали ставку на платную рыбалку, – подключается к нашей беседе Мария Чирковская, сама хозяйка фермерского хозяйства. – Вне своей базы мы реализацией рыбы не занимаемся. Зато здесь принимаем гостей. Для этого на базе построены три деревянных домика со всей сопутствующей для активного отдыха инфраструктурой. С трех сторон территорию окружает водоем. Он изогнут подковой, потому вход и выход, как говорится, – в одни ворота.

Поцеловать и …отпустить

Не занимаясь выездной торговлей, хозяйство оставляет для себя больше возможности для так называемой массовой работы с клиентом. Пандемия немного повлияла на ее активность. И все же актуальными остаются турслеты, соревнования по рыбной ловле, которые привлекают статусных спортсменов, действующих чемпионов и просто любителей, желающих поучиться у профессионалов. Особенно резонансным получился большой форелевый турнир на Щарке. Это была соревновательная рыбалка по принципу «поймал-отпустил», так ее именуют на рыбачьем сленге. С использованием безопасных для рыбы снастей. Оказывается, существуют специальные «безбородые» крючки, их функции пытается «на пальцах» объяснить Дмитрий. Они позволяют легко снять рыбью особь, не допустив при этом ни одного, даже самого легкого, прикосновения к ее нежному телу.

Пойманная таким образом рыба погружается в сачок и затем, после символического «поцелуя», так иногда любят шутить рыбаки, отпускается в свободное плавание. Прикосновение к ней недопустимо, поясняет мой собеседник, поскольку от тепла человеческих рук рыбья особь испытывает сильнейший шок, который она, как правило, просто не сможет пережить.

Кто «объедает» карася?

Со слов Дмитрия Зеноновича, зимой рыба семейства карповых не питается. Просто плавает в полусонном состоянии. Как живет? Как медведь, лапу сосет, шутит осведомленный собеседник. И потом уточняет: питается накопленными запасами. Карп за зиму теряет, например, до десяти процентов веса. Бывает и больше.

Кстати, если следовать профессиональной позиции производителей рыбной продукции, те же плотва и окунь, уважаемые рыбаками­-любителями, являются сорной рыбой. Она хорошо размножается, «объедает» карася и карпа, вкупе с иными товарными экземплярами, но отнюдь не бесполезна. И не настолько вредна. Поскольку является хорошим кормом для щуки. Это к тому, что природа активно помогает человеку в полезном для него деле, в определенной мере регулируя процесс воспроизводства.

А сама Щарка, давшая колоритное название фермерскому хозяйству, – небольшая деревенька на расстоянии 70 километров от Минска. Примечательна она небольшой церковкой, недавно построенной на спонсорские средства, да оригинальным двориком сельчанки Татьяны Курец. Обе достопримечательности расположены вдоль трассы, напротив друг друга.

Мария Кузовкина

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
НОВОСТИ РУБРИКИ
Яндекс.Метрика 143 queries