У Михаила Владимировича Полудворянина и фамилия редкая, и профессия. Он — часовых дел мастер вот уже более 40 лет. Не в пример другим, относительно легко перестроился в 90-е, стал «ипэшником». Но не изменил своей любимой профессии. На вопрос, почему именно эта профессия у бывшего пограничника, который и службу-то проходил на чешско-венгерской границе, он спокойно ответил: «Просто после армии подсказали, что нужен ученик по такой профессии. Согласился. Понравилось. Работа творческая, требующая усидчивости, острого зрения, определенного таланта».
Вот так с 1976 года Михаил Владимирович и чинит часы всех-всех марок и модификаций. Вот и сейчас у него на стенке в рабочем кабинете висят огромные, красивые часы.
— Откуда? — поинтересовалась. — Какой век?
— Знакомый коллекционер из Молодечно привёз, — ответил он. — Начало XX века, Франция. Сказал, что подарок этот из Москвы.
Сижу, фантазирую: «А вдруг ещё Наполеона помнят?» А часы и впрямь необыкновенные: огромные гири, красивый маятник, белый с удобными для чтения цифрами и необыкновенно мелодичный бой.
«Теперь ремонтирую часы редко, ведь всё в основном заполнил дешевый ширпотреб, — рассказал Михаил Владимирович. — Но приходилось ремонтировать даже швейцарские».
Много доходов эта вымирающая профессия не приносит, но на жизнь хватает. Просто у Михаила Владимировича своё жизненное кредо: где родился — там и пригодился. Ведь родом он из деревни Замошье Вилейского района. Отец, Владимир Герасимович, был бригадиром в колхозе. Мать, Софья Викентьевна, вырастила двух достойных сыновей. У Михаила Владимировича давно уже выросли свои сыновья, но они избрали более современную профессию. Надёжной опорой по жизни стала любимая жена Ольга Николаевна, инженер-технолог завода «Зенит». Она родом из Ярославля, а вот познакомились они в Вилейке. Здесь и живут, и работают.
Невольно подумалось, что для того, чтобы стать известным писателем, Константин Паустовский поменял четырнадцать мест работы. А вот чтобы стать известным часовых дел мастером, Михаилу Полудворянину понадобилось только несколько записей в трудовой книжке: армия, «Зенит» и КБО.
«Под шумок» и я сдала свои настольные часы в ремонт, которые уже лет десять просто стоят на секции. А друг из Молодечно привёз в ремонт один редкий экземпляр. Здорово, что есть у нас свои «левши».
Клавдия ДУБОВИК.
На снимке: Михаил Полудворянин с редкими часами.
Фото автора.