Владимир Пасеко посвятил службе в МЧС 29 лет. Из более 20 – отработал в Вилейском районном отделе по чрезвычайным ситуациям.
«Дежурная служба МЧС. Чем Вам помочь?» – именно с этой фразы начиналось каждое его дежурство диспетчера центра оперативного управления. Диспетчер центра оперативного управления первым узнает о случившейся чрезвычайной ситуации и первым приходит на помощь тем, кто попал в беду. От его быстрой реакции и грамотных действий зависит исход спасательной операции и жизнь человека.
Старший прапорщик внутренней службы Владимир Пасеко работал диспетчером центра оперативного управления Вилейского РОЧС, сейчас на пенсии за выслугу лет. Все началось в далеком 1995 году, когда Владимир Пасеко был командиром отделения отдельного поста военизированной пожарной службы д. Доры Воложинского района. Женившись, в 2001 году перевелся пожарным пожарной части №1 в Вилейский РОЧС. Сегодня ветеран пожарной службы работает в пожарно-сторожевой охране одного из вилейских предприятий.
– Даже теперь, когда слышу звук пожарной сирены, чувство тревоги и беспокойства не отпускает. Работа диспетчера ответственная, не для слабонервных, требует быстрой реакции и последовательных действий. Каждая секунда на счету, любая ошибка может дорого стоить. Вызов – это стресс, особенно, когда в опасности дети.
При тревожном звонке диспетчеру необходимо разобраться в ситуации, уточнить у обратившегося, что и где происходит, есть ли угроза для жизни, детали происшествия. Определить, сколько и куда отправить техники, переадресовать звонок другой оперативной службе. После ликвидации ЧС работа не прекращается – оформление служебной документации со всеми схемами расстановки сил и средств, звуковыми файлами, фото- и видеоматериалами… Это только часть обязанностей диспетчера ЦОУ.
Ежедневно на пульт диспетчера поступают звонки с просьбой о помощи, от пожаров и ДТП – до ликвидации гнезд с дикими осами, шершнями и пчелами.
– Вызов за вызовом – это в весенне-летний период, самый пожароопасный, когда распространены палы сухой растительности. Случаи баловства тоже были, и звонили не только дети, но и взрослые люди, которым «скучно» жить. Бывали случайные звонки, когда непроизвольно набирался номер на телефоне, находящемся в кармане. В стрессовых ситуациях довольно часто граждане путают телефоны экстренных служб.
А однажды Владимир Пасеко отговорил мужчину от суицида. Поступил звонок от неизвестного, который хотел покончить жизнь самоубийством. Владимиру удалось убедить его не совершать необдуманного поступка, побеседовал и даже пригласил в гости. Мужчина выговорился и трагедию удалось предотвратить. Помнит Владимир Анатольевич и вилейчанку, которая звонила не раз, когда ей становилось скучно, читала стихи и рассказывала анекдоты.
По словам Владимира Пасеко, самые нелюбимые вызовы – это просьбы «снять котика с дерева». Логично: если кот взобрался на дерево, то с большой вероятностью он оттуда слезет самостоятельно, без посторонней помощи. Однако дежурный в любой ситуации должен оставаться спокойным.
– Самое важное в нашей профессии – умение работать в команде, понимать друг друга с полуслова. Действовать нужно четко, быстро и решительно. У нас было именно так –
один за всех и все за одного, – говорит ветеран службы.
Владимир стал авторитетным примером для своего сына, который планирует пойти по стопам своего отца.
Провожали на пенсию Владимира Анатольевича согласно давней традиции МЧС. Владимир Пасеко ушел на заслуженный отдых в боевом костюме, под вой сирен и струи воды из пожарных рукавов. Под аплодисменты коллег «новоиспеченному пенсионеру» было вручено «пожизненное» удостоверение спасателя.
Елизавета ТИКОТО/Фото предоставлено Надеждой Литвинович