В Год исторической памяти научные работники Вилейского краеведческого музея путем анализа архивной документации и результатов поисковых экспедиций открывают и ужасаются все новым фактам злодейств фашистов на Вилейщине.
Из воспоминаний подпольщицы отряд имени Ворошилова Татьяны Спиридович: «Я свидетель того, что произошло в моей деревне Бригидово. Со слов моего двоюродного брата Игнатия Москалевича (удалось бежать, умер после победы). Фашисты собрали людей на улице, всех окружили, но кто не мог выходить на улицу, некоторых расстреливали дома. Один фашист говорит ломаным языком: «Скажите, где партизаны и ваши сыны?» Но никто и слова не сказал, только прижались друг к другу и молчали. Потом этот фашист говорит, что мы не дали их правительству мясо, молоко, хлеб и другие продукты, значит, суд присудил по двое суток посидеть в сараях. Одну половину погнали в один сарай, другую – в другой.
Из воспоминаний Татьяны Спиридович: «Я пришла в лес, нас собралось несколько партизан с отряда Котовского, Ворошилова и несколько жителей нашей деревни. Через некоторое время раздался взрыв и стрельба из автоматов, где после взрыва поднялся черный дым. Мы обнялись, заплакали, говорим, это наши мамы и папы горят. Был ветер в ту сторону, где мы находились и с ветром вместе с дымом летели клочья одежды наших родных и близких, мы ловили эти клочья и плакали…»
Бригидово. Май 1943 года. Из 19 домов сожжено 19, из 94 жителей убито 78.
К сожалению, время уносит с собой и нашу историю, и здесь важно хотя бы зацепиться за ту информацию, которую по крупицам собирают краеведы и неравнодушные граждане.
Может, у читателей сохранились документы (дневники, письма или другие объекты), качающиеся жертв геноцида и Холокоста? Мы готовы оцифровать или принять в дар.
Игорь КИТИКОВ, директор краеведческого музея