Как поступить, если возникают трудности при общении? Как следует себя вести? Как ответить на грубость или некорректные слова, которые все чаще и чаще можно услышать от подростков?
Эти и многие другие вопросы обсуждались на совместном заседании клубов «Педагогические встречи» (клуб молодых педагогов) и «Мэтры» (клуб опытных учителей) Вилейской гимназии №1 «Логос».
Действительно, каждое слово, произнесенное педагогом, отзывается в душе ученика, оно может не только поддержать, научить или пристыдить ребенка в какой-либо ситуации, но и заставить его рассмеяться.
Общаясь со своими подопечными, учитель значительную часть информации получает не из слов учеников, а из их жестов, позы, взгляда, манеры слушать. Профессия учителя имеет много общего с профессией актера. Каждый урок учитель стоит перед классом, как на сцене, и его слушают и смотрят на него ежедневно десятки зрителей. Владение актерскими приемами может оказать педагогу помощь не только в педагогической деятельности, но и позволит избежать нервных срывов. Действительно ли так важны невербальные аспекты или можно обойтись без них, используя только язык? В таком плане продолжалось обсуждение насущных проблем мэтрами и молодыми педагогами.
Очень полезные замечания высказали мэтры. Мимическая сторона общения также крайне важна: по лицу человека можно иногда узнать больше, чем он может сказать, а своевременная улыбка, выражение уверенности в себе, расположенности к общению могут существенно помочь в установлении контактов. Ряд исследований показывает, что учащиеся отдают предпочтение учителям с доброжелательным выражением лица, с высоким уровнем внешней эмоциональности. Кстати, и прикосновение о многом говорит. С помощью прикосновения можно привлечь внимание, установить контакт, выразить свое отношение к ученику. Свободное передвижение учителя по классу облегчает использование этого приема. Не прерывая занятия, он может вернуть к работе отвлекающегося ученика, коснувшись его руки, плеча, успокоить возбужденного, отметить удачный момент.
В педагогическом процессе важную роль играет взгляд, которым преподаватель может выразить свое отношение к ученику, его поведению, задать вопрос, дать ответ и т.д. Воздействие взгляда тем сильнее, чем ближе к вам находится ученик.
Особое место в общении педагога занимает система жестов. Жест обладает свойством тайное делать явным, о чем педагог должен всегда помнить. Характер жестов учителя с первых минут создает определенный настрой в классе. Если движения учителя порывисты и нервны, то в результате вместо готовности к уроку возникает состояние напряженного ожидания неприятностей. Совместная деятельность педагога и ученика предполагает не только воздействие преподавателя, но и обратную связь. Именно с помощью жеста преподаватель часто «включает» ее (вопросительный кивок головой, приглашающие жесты и т.д.), повышает ее интенсивность (жесты одобрения, оценки) или завершает контакт. Жесты педагога нередко становятся образцом для подражания, поэтому к культуре невербального поведения педагога следует предъявлять высокие требования.
Беседа педагогов затянулась… Примеры из жизни мэтров вдохновляли молодых педагогов. Этот разговор по душам запомнится надолго.
Общение взрослых и детей… Возникают проблемы в общении не только у учителей, но и у родителей. Чем старше дети, тем сложнее найти общий язык с детьми. Как часто этот вопрос оставляем в стороне, полагаясь на то, что все решится само собой. А ведь прикосновения, улыбка, хорошее слово всегда были и будут той важной ступенькой к взаимопониманию.
Елена МАЧЕЛЬ
Особое место в общении педагога занимает система жестов
Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
НОВОСТИ РУБРИКИ