Буквально на днях в Вилейском районе состоялась Международная научная конференция, посвящённая трагедии и памяти Первой мировой войны. И не случайно так получилось, что в эпицентре этого мероприятия оказалась семья Цитовичей – Бориса и Валентины. Их когда-то дотошные журналисты называли «забродьевскими новосёлами». Это по имени скромной лесной деревеньки на Вилейщине, где они поселились. Сегодня Цитовичи с полным правом могут именоваться старожилами. Именитыми, озабоченными судьбами людей и ставшей им родной земли. А также всецело верными памяти. Той, на которой стоит настоящее и будет стоять будущее.
Сегодня эта семейная пара известна не только на Вилейщине. Благодаря ей, уютное и уже порядком обезлюдевшее Забродье, стало своеобразной местной достопримечательностью. Сначала потому, что поселившиеся в ней молодые выпускники театрально-художественного института с энтузиазмом взялись за возрождение окружающей их духовной среды. Он – красками и кистью. Она – Богом данным ей талантом режиссёра. Их детский кукольный театр «Ялинка» стал образцовым. И на принципах гуманизма и высокой нравственности воспитал не одно поколение юных нарочанцев. Ведь все главные и второстепенные роли в театре играли учащиеся Нарочанской школы. Они же потом посещали уроки христианской культуры, которые Валентина преподавала для местных подростков.
Мои герои не стремятся к личной популярности. Но само собой получается, что масштабность их начинаний всегда достигала гребня общественного интереса. Так получилось и на сей раз. Именно Борис Цитович вышел к местным властям с проектным предложением по созданию музея Первой мировой войны. Именно здесь, у деревеньки Забродье, ласковым котёнком прильнувшей к мурожному берегу вёрткой речушки Реутки, пролегли видимые следы линии фронта, тянущейся от Бреста до границ с Прибалтикой, здесь шрамы войны наиболее зримые. И выступают на теле земли кроткими могильными холмами.
Борис Борисович знает много таких забытых кладбищ, известных и неизвестных, русских и немецких, вдоль линии бывшего фронта,от озера Вишнево до озера Нарочь. Его идея незабвения основана на общехристианских принципах, суть которых в прощении: » Потому что если вы будете прощать людям согрешения их, то простит вам Отец ваш небесный». – Так сказано в Евангелии – вечно живой книге Бытия. На этой литературе стоит и православие – религия, объединяющая нацию, вдыхающая духовные начала в жизнедеятельность человека.
Мемориальный комплекс памяти Первой мировой войны «Крокі», аналогов которому, пожалуй, пока нет на всём геополитическом пространстве бывшего Союза – эта мечта супругов Цитовичей, по сути уже воплотилась в жизнь. У деревни Забродье возведена часовня в память святых русских князей Бориса и Глеба, которые пошли на мученическую смерть ради остановления братоубийственной войны между русскими княжествами. На её строительство Борис Цитович потратил премию » За духовное возрождение», полученную от Президента Республики Беларусь. У обрамляющего деревню природного земляного бруствера, – рукотворные пруды. Горбатый мостик между ними создаёт образ существовавшего на рубеже столетий садово-архитектурного дизайна.
Где-то в прошлом, неподвластный разного рода трактовкам, теряется сам смысл той войны. Уже некому прощать и некому просить прощения. Время уровняло перед вечностью победителей и побеждённых. Аргументы, которыми, обосновывая свою идею, оперирует художник Борис Цитович, по-человечески понятны:
– Бывает беззаконие гражданское, государственное, но случается то, что является самым большим беззаконием – это неисполнение Закона, завещанного Богом в его заповедях. Нельзя бесконечно сводить счёты с погибшим солдатом. Ведь каждая душа получает от Всевышнего по его высшей справедливости. Дело же смертных – исполнять свой человеческий долг на земле.
Музей I Мировой – как альтернатива развлекательному туризму. Потому всё его содержание наполнено ценностями духовно-нравственного порядка.
Борис Цитович – один из немногих белорусов, получил почётный знак «За вклад в дело дружбы», учреждённый российским зарубежным обществом. Выходит, имя его известно не только на Вилейщине, где находят воплощение инициативы художника, связанные с сохранением исторической памяти. Бориса Цитовича поддерживает общественность России, которой тоже небезразлично прошлое Отечества, общее для всего славянства.
Проект, затеянный Борисом Цитовичем, сочетает в себе поэтому и гуманистические, и духовные, и исторические начала. Он стал началом большой целенаправленной работы комиссии по сохранению историко-культурного наследия, созданной при Нарочанском сельисполкоме, краеведов-энтузиастов, волонтёров, местного сельхозпредприятия – ОАО «Нарачанские зори», спонсоров… Оказалось, в нашем крае немало людей, осознавших благородство идеи и дела незабвения памяти.
Вся старая и новая история мира – это история войн. И когда погибшие в них солдаты остаются на поле брани – это на годы и столетия – укор потомкам. Не нашедшие покоя души – не прецедент ли новых волнений в энергетическом пространстве земли?
Борис Цитович своей идеей и зримыми шагами по её реализации будто примиряет мир ушедших и мир живых. Он проводит исторические параллели между двумя войнами, видя в них определённую причинно-следственную связь.
На фронтах Первой мировой воевали отцы и деды тех, кто защищал Родину в 41-ом…
Несколько лет назад в околицах Забродья прошёл пленэр художников, организованный национальными Академиями наук – белорусской и немецкой. Участвовали в нём молодые художники. Один из них, немец, сын человека, воевавшего на нашей территории, пацифист по духу, на большом камне вырезал надпись. В ней – просьба простить его соотечественников, дважды совершивших поход на эти земли.
Музейный комплекс под открытым небом – с часовней, парком Победы, опоясанный сонной, почти неприметной под сенью елей и берёз Реуткой, имеет своё оригинальное, неповторимое обличье.
Его постоянно посещают туристы, многочисленные делегации, участники различных форумов, что проходят на Вилейщине. И просто неравнодушные к истории Отечества люди.
Музей под открытым небом становится местом паломничества в дни, когда Беларусь празднует свой День Независимости. Здесь, в парке Победы, где посажены именные деревца в память погибших на Великой Отечественной войне земляков, собираются люди, почитающие за честь помянуть тех, кто в разные исторические времена с одинаковым самопожертвованием защищал Отечество от иноземцев. Действие проходит согласно сценарного плана. И начинается оно на кладбище, где в годы Первой мировой размещался фронтовой лазарет. На двух языках – белорусском и русском – звучат молитвы: службу ведут православные и католические священники. Крестный ход от захоронений движется в направлении часовни Бориса и Глеба. После действие продолжает большая концертная программа. Очередь – к полевой кухне, где угощают настоящей солдатской кашей. Реутка, которая и сто лет назад также медленно струила здесь свои тихие воды, слушает новые звуки восстановленной на её берегах жизни – жизни в вечности.
«У каждого человека – свои звёзды. Одним – тем, кто странствует, – они указывают путь. Для других это просто маленькие огоньки. Для учёных они – как задача, которую надо решить. Но для всех этих людей звёзды – немые. А у тебя будут совсем особенные звёзды», – эту мысль внушал своему «маленькому принцу» известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери. И они как нельзя более подходят к нашим героям. У них действительно особенные звёзды.
Мария КУЗОВКИНА.
Фото автора









