Шлях Перамогі

Вилейская районная газета

Опыты сделаны с любовью к полю…

«Пралеска» собрала свои ростки в аккуратные изумрудные букетики. Всходы по густоте и интенсивности отнюдь не соответствуют сезону. Потому следует сказать, что взошла «пралеска» на опытном участке вилейской сортоиспытательной станции. Там, где семена культур проверяют на всхожесть, устойчивость к различным природным факторам, урожайность, степень приспособленности к среде… Я не специалист, потому пользуюсь общепонятной терминологией. Специальной владеет Елена Костень, начальник отдела испытания сортов на хозяйственную полезность.

Поле, на котором мы находимся, расчерчено на прямоугольники, напоминающие вытянутые в длину грядки. Вот на таких миниатюрных земельных участках такими же минимальными порциями высеиваются семена. Их предлагают для испытаний производители-селекционеры. В прошлом году, например, 104 компании из разных стран Европы, через своих оригинаторов, представили полученный ими семенной материал на сортоиспытательные станции Беларуси. Вилейская проводила опыты с картофелем, озимой пшеницей, ячменем, кукурузой и в небольших размерах – ещё рядом зерновых культур. «Пралеска», которая меня так восхитила,– это сорт тетраплоидной озимой ржи. Он и в этом году находится на испытаниях. Как, впрочем, и все вышеназванные культуры. В прошлом году станция провела 293 сортоопыта, что несколько выше доведённого задания. Опыт, конечно же, не сама цель, а лишь средство её достижения. Цель – представить материал экспертной комиссии на предмет включения сорта в реестр районированных культур.
– Отслеживаем все особенности во время испытаний сорта, – поясняет Елена Николаевна. – Эти наблюдения вносим в отчёт одновременно со своими предложениями и выводами. Если показатели ниже предполагаемого стандарта, предложенный селекционерами сорт может быть даже досрочно снят с испытаний. Обычно же любой сорт испытывается в течение трёх лет.
Признаюсь, тонкости опытнической работы для меня, как не специалиста, достаточно сложны. Хотя интересно, например, узнать, что картофель, сохраняя энергию роста клубня, сбрасывает цветки или во время бутонизации, или во время цветения. Иначе она частично уходит на формирование у надземной части небольших зелёных шариков, похожих на крупные горошины. Сколько их приходится видеть разбросанными на картофельном поле!.. А ещё доводилось слышать, что плотно сбитые борозды с разными сортами создают нежелательную возможность для их смешения путём перекрёстного переопыления. Елена Николаевна, как специалист, развеивает этот миф, указывая на участок, уже подготовленный под посев опытных сортов картофеля.
– Конечно, на наших малоконтурных полях очень трудно получить «чистый» результат, – в наш разговор вступает директор сортоиспытательной станции Тадеуш Шупенько. – Надо, чтобы опыты проходили в одинаковых условиях. А тут почва – то песок, то глина… – Тадеуш Генрихович девятнадцатый год руководит сортоиспытательной станцией. Именно накануне выхода этого субботнего номера исполнится двадцать лет, как пришла сюда Елена Костень после окончания Горецкой сельхозакадемии. Она – специалист в своём деле. К тому же ежегодно бывает на курсах повышения квалификации – то ли в академии, то ли в агротехническом университете. Без этого повышения, утверждает, невозможно. Современная земледельческая наука шагает вперёд, селекционеры – в поиске и постоянно напрягают испытателей. Как тут не поверить, когда ежегодно приходится воспринимать на слух названия вновь выведенных и районированных в наших краях сортов зерновых культур. «Водар», «ладны», «магутны», «фэст»… это ячмени. Понятия красноречивы, с исконно национальным колоритом. Оказывается, и коленопреклонённые к земле люди тоже могут быть лириками. Я имею в виду производителей этих культур.
Если Елена Костень по образованию агроном, то Тадеуш Шупенько, хоть и сельхозник (закончил БАТУ), но инженер. Однако почти за двадцать лет стал истинным сортоиспытателем. И даже одно время был заместителем председателя государственной экспертной комиссии, которая в принципе и решает дальнейшую судьбу испытанного на станциях селекционного материала. Какие-то сорта будут районированы и произведены для дальнейшего выращивания в питомниках сортоиспытательных станций. Из них получится элита и суперэлита. А сельхозпредприятия, приобретя подобного рода посевной материал, смогут значительным образом стимулировать развитие растениеводческой отрасли. К слову, по свидетельству Тадеуша Шупенько, только на посевную текущего года хозяйства района приобрели у них на 1 миллиард 100 миллионов рублей элитных семян ячменя «ладны» и «водар» (соответственно, 47 и 34,5 тонны), а также 60 тонн суперэлиты. Практически все сельхозпредприятия района смогли таким образом улучшить качество семян для своего зернового клина. В этом году закладывается исходный материал ячменей «магутнага», «фэст», приобретено 920 килограммов гороха «армеец» за 19 миллионов рублей. Не стоит удивляться: объёмы как бы небольшие, но цена их немалая. Ведь достаточно высокая себестоимость этого так называемого исходного материала. Любой сорт, прежде чем станет районированным, за три года испытаний потребует на себя максимум материальных затрат. Так как все технологические параметры возделывания культуры здесь сохраняются до скрупулёзности точно. И эта озимая рожь под именем «пралеска», которую с такой гордостью демонстрирует Елена Костень, чтобы так закуститься, прошла все стадии необходимой на это время обработки.
– А убирать вручную будете? – очень уж крохотной кажется опытная делянка. Где тут комбайну крутиться?
– Да нет. Есть специальная техника, – улыбается моей неосведомлённости Тадеуш Генрихович. – Весь намолот в мелкую тару сфасует. Остатки провеет, чтобы ненароком в следующую партию «чужие» включения не попали. Сортоиспытания требуют чистоты, как и любой эксперимент, если рассчитываешь на достоверный и точный результат.
К слову, сортоиспытатели не варятся в собственном соку. Прошлой осенью именно нашу вилейскую станцию выбрали местом проведения республиканского совещания по проблемам зернопроизводящей отрасли. Приезжают представители науки, агрономы, менеджеры компаний. Интересуются качеством опытов, организацией ухода за посевами, состоянием земельных угодий. И заносят свои впечатления в книгу отзывов. «Опыты сделаны с любовью к полю», «Говорят, по состоянию земли узнают знания агронома. Так вот,на вилейской СС опыт и знание заведующего участком сделали своё дело. Огромное спасибо за прекрасное опытное поле и производственный посев кукурузы»… Коллеги благодарят. И эти слова не дилетантов, а профессионалов, многого стоят.
Сегодня на сортоиспытательной станции – посевная. Она вот-вот завершится. А крепкие ростки озимых на опытном поле, набрав жизненную силу, уже уверенно тянутся к весеннему небу.
Мария КУЗОВКИНА.
Фото автора

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
Яндекс.Метрика 185 queries