День потребителя не принадлежит какой-то отдельной категории людей. Ну, например, как день геолога или шахтёра. Он универсален. Потому как все мы ежедневно что-то потребляем: товары, разного рода услуги, комфорт обустроенной для наших запросов среды. И желаем, чтобы уровень этого потребления был достаточно качественным. Если это условие не сохраняется, мир вокруг нас зримо меняет цветовую гамму. Каким образом можно вернуть ему гармонию? С этим и иными вопросами мы обращаемся накануне Дня потребителя к Оксане СОПРИХ, заведующему сектором торговли отдела экономики райисполкома.
– Оксана Викторовна, как потребители, мы часто вступаем в контакты с представителями разных служб, должных обеспечить наши запросы. Не всегда эти отношения сохраняют гармонию. Если она нарушена, к кому, как правило, аппелирует потребитель?
– Очень часто – к исполнительной власти. За 2014 год, например, по вопросам защиты прав потребителей рассмотрено 47 обращений граждан (в том числе 21 – письменных), из которых 43 касались сферы торговли. Как правило, это жалобы на приобретение некачественной бытовой и вычислительной техники, телефонов, обуви, причинении вреда имуществу. Четыре обращения касались оказания бытовых услуг: некачественного изготовления памятников, неудовлетворительного ремонта автотранспортных средств…
За отчетный период составлено 5 исковых заявлений о защите прав потребителей, в судебном порядке возмещен материальный ущерб гражданам в размере 24 с половиной миллиона рублей. По результатам рассмотрения обращений в досудебном порядке возмещено материального ущерба более пяти миллионов рублей.
За это же время райисполкомом вынесено 12 предписаний о прекращении нарушений прав потребителя, в том числе 8 предписаний – в сфере торговли, 4 – в сфере бытовых услуг.
– Это отрадно, что люди обратились и нашли поддержку. Но как доводится населению информация об адресах своей защиты?
– Специалистами сектора торговли отдела экономики райисполкома даются разъяснения действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей.
На главной странице интернет-сайта райисполкома создан раздел «защита прав потребителей». В нём опубликованы нормативные правовые акты Правительства и Министерства торговли Республики Беларусь, Указы Президента Республики Беларусь, законы, а также ответы на вопросы потребителей.
В целях информирования потребителей об их правах в соответствии с законодательством, в торговых предприятиях и предприятиях бытового обслуживания города на информационных досках для покупателей размещены плакаты «О правах потребителей», «О правах потребителей бытовых услуг».
– Тем не менее мы иногда проходим мимо подобной, весьма полезной информации. Пользуясь случаем и наличием у газеты солидной читательской аудитории, давайте ещё раз напомним потребителям об их правах.
– Согласна. Любой потребитель имеет право на государственную защиту своих интересов; надлежащее качество товаров; их безопасность; полную и достоверную информацию о товарах; возмещение в полном объеме ущерба, причиненного товаром ненадлежащего качества; обращение в суд или другие уполномоченные государственные органы за защитой нарушенных прав или охраняемых законом интересов; создание общественных объединений потребителей.
Государственную защиту прав потребителей обеспечивают органы государственной власти и управления, специально уполномоченные на то органы, а также суд. Потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по искам о нарушении их прав, предусмотренным законодательными актами о защите прав потребителей. Моральный ущерб, причиненный потребителю вследствие нарушения его прав, подлежит денежному возмещению тем, кто причинил ущерб, при наличии его вины.
Общественные организации потребителей, в соответствии с Законом «О защите прав потребителей», вправе предъявлять иски в суд в интересах потребителей в случае нарушения их прав.
– Какие свои права мы должны знать, выбирая товар? Ну, чтобы в случае чего, предъявить справедливые претензии продавцу.
– Главное – помнить, что потребитель имеет право на свободный выбор товаров. А продавец обязан предоставить потребителю информацию о наименовании и принадлежности своего предприятия; цене; потребительских свойствах интересующих его товаров (а в отношении продуктов питания также – о составе, энергетической ценности, наличии вредных для здоровья веществ); условиях приобретения товаров; гарантийных обязательствах и порядке предъявления претензий; способах и правилах использования товаров, их хранения и безопасной утилизации.
Все импортные товары должны сопровождаться аннотацией (инструкцией) на русском или белорусском языке.
Более подробную информацию можно получить в тех же самых уголках потребителей или интернет-сети. Про это мы уже с вами говорили.
– Выбрала товар и покупаю. Например, телевизор. О чём в этой связи я могу попросить продавца, прежде чем внести кругленькую сумму в кассу?
– Не просить – вы вправе требовать проверки работоспособности, комплектности, веса, меры и цены. Продавец обязан предоставить вам необходимые сведения о цене товара, а также ознакомить с правильным и безопасным его использованием. Он должен вместе с проданным товаром выдать кассовый (товарный чек), а на товары с установленными гарантийными сроками – надлежаще оформленный технический паспорт или иной заменяющий его документ.
– Всё сделала как надо. Привезла габаритную коробку домой. Распаковала. Подключила. А в результате через некоторое время обнаружилось, что приобрела кота в мешке. Выявились скрытые дефекты. Мои действия в этом случае.
– Потребитель в течение 12 месяцев с момента приобретения товара, а если на товар установлен гарантийный срок, в течение этого срока, имеет право по своему выбору на безвозмездное устранение недостатков; возмещение своих расходов по устранению недостатков; соразмерное уменьшение покупной цены; замену товара; расторжение договора и возмещение понесенных убытков.
Требование потребителя о замене товара ненадлежащего качества подлежит удовлетворению незамедлительно, а в случае необходимости его проверки – в течение 14 дней со дня предъявления требования.
Если товар данной модели (марки, типа, артикула) отсутствует у продавца в течение двухмесячного срока с момента заявления потребителя, продавец обязан предоставить аналогичный товар другой модели.
В случае, если потребитель потребовал безвозмездного устранения недостатков в товаре, они должны быть устранены в течение 14 дней со дня предъявления требования.
Доставка товаров весом более 10 килограммов продавцу для ремонта, уценки, замены и возврата товаров осуществляется силами и средствами продавца, либо потребителю возмещаются расходы по доставке.
– Домашний интерьер я с собой в сумочке не ношу. Ну, не вписался мой телевизор в дизайн гостиной, не подошло, при ближайшем с ним знакомстве, платье… В пальто обнаружены скрытые дефекты. Мне надлежит покорно с этим смириться и пользоваться вещью, которая, как говорится, ни уму, ни сердцу? Иль есть варианты?
– Есть. Вы вправе в течение 14 дней, не считая дня продажи, обменять товар на аналогичный в торговом предприятии, где он был приобретен.
Обмен такого товара производится, если он не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также кассовый (товарный чек), выданный потребителю вместе с проданным товаром и он не входит в перечень товаров, не подлежащих обмену.
Если аналогичный товар отсутствует в продаже в момент обращения потребителя, последний вправе расторгнуть договор и потребовать возврата уплаченной суммы.
– Несколько слов, пожалуйста о гарантийных обязательствах…
– Гарантийный срок исчисляется со дня продажи товара или со дня его выпуска, если дата продажи неизвестна.
Для сезонных товаров (одежды, обуви, меховых изделий) сроки предъявления претензий исчисляются с момента наступления соответствующего сезона: с 1 апреля – товаров летнего ассортимента и с 1 октября – товаров осенне-зимнего ассортимента. Для обуви сезонного назначения гарантийные сроки носки исчисляются: зимней – с 15 ноября, весенней и осенней – соответственно с 1 марта и 15 сентября, летней – с 1 мая. Гарантийный срок на изделия из натурального меха – 12 месяцев со дня покупки. В этот срок не включается время перерыва пользования изделием, связанное с наступлением другого сезона.
При замене товара гарантийный срок исчисляется заново со дня замены.
Гарантийный срок эксплуатации товара продлевается на время, в течение которого товар не мог быть использован потребителем.
Запрещается реализация продовольственных товаров, срок годности которых истек.
Мария КУЗОВКИНА.
Фото Алексея КАМИНСКОГО