Шлях Перамогі

Вилейская районная газета – свежие и интересные новости

Новый год НЕ в одиночестве, или Праздничный настрой от «Шлях перамогі»

В Вилейском районе не мало деревень, в которых если летом и теплится жизнь, то зимовать остаются один-два постоянных жителя. В предновогодней суете за утренниками, магазинами, ёлочными базарами, выбором подарков и составлением праздничного меню у каждого из нас время летит незаметно. А как готовятся к Новому году они – бабушки и дедушки, в одиночестве коротающие длинные зимние вечера? И готовятся ли вообще? Выяснять это с новогодними букетами, сладкими презентами и мандаринами журналисты газеты «Шлях перамогі» выехали накануне Рождества.

Вместе с Белым веселее

Председатель Людвиновского сельсовета Наталья Шевелёва с ходу называет деревни и точные адреса единственных проживающих там местных жителей. Говорит, и сама собрала небольшие подарочки и на днях отправится навестить одиноких стариков. Первым пунктом назначения выбираем Манихи, выбираем скорее из любопытства – не доводилось ещё по работе побывать в этом уголке района. Чай, зефир, украшения для наших импровизированных ёлок уже куплены, отправляемся на рынок за мандаринами. Просим продавца расфасовать фрукты по пакетам.

– Это свой коллектив поздравлять будете?

– Нет, с одинокими бабушками праздничное настроение разделить хотим.

– Одинокие бабушки – это святое, – поддерживает инициативу редакции продавец и округляет сумму в нашу пользу. Мелочь – но приятно.

Автомобильный навигатор проложил маршрут, однако мы, не поверив ему и не захотев сворачивать с плохой дороги на ещё худшую, немного попетляли. Выехав с соседних Лоцевичах, развернулись назад. Манихи не обозначены указателем, в начале деревни стоит ухоженный дом, который, как узнали позже, первый год зимует без хозяйки. А дальше – никаких признаков жизни, деревья, кусты и старые, поросшие мхом фундаменты. Идём вглубь деревни, в какой-то момент останавливаемся, понимая, что только наши шаги разбавляют парализующую тишину вокруг. Удивительно, в пару километрах оживленная дорога, через поле виднеется соседняя деревня, а в Манихах звенящая тишина.

Вскоре находим дом бабушки Вали. Приготовились было стучать во все окна, раздумывая, как бы это сделать, чтобы не испугать хозяйку, ведь нас предупредили, что женщина чужим не открывает (и это в наше время – правильно!), и сидя на печи стук в дверь может вообще не услышать. Однако дверь оказалась незаперта. «Когда уже в возрасте и плохо себя чувствуешь, лучше не закрываться, а то ведь и «скорой» дверь ломать придётся», – объясняет своё «беспечное» поведение Валентина Скурат.

Бабушке Вале без малого 90, почти 25 лет как схоронила мужа. Так и живёт четверть века одна, детей у пары не было.

– О, каб была ў мяне хоць адна дачушка, я б самая шчаслівая была. Нікога роднага не засталося, шэсць сясцёр было, дзве яшчэ ў дзяцінстве памерлі, астатнія – ў сталым узросце, нават і пляменнікаў родных няма ўжо. Дзеці стрыечнай сястры ў Мінску жывуць, калінікалі прыязджаюць адведаць, завуць і да сябе, але куды я ўжо адсюль паеду…
Частая гостья у Валентины Алексеевны только социальный работник Анжела. Три раза в неделю навещает бабушку: и продуктов свежих доставит, и лекарства необходимые, и по дому управиться поможет – прибраться, воды и дров принести. Обычно и маленькую ёлочку соцработник для бабушки Вали украшала. Однако в этом году мы её опередили.

– Стаўляйце сюды, на стол у пакоі, – командует бабушка Валя и застилает под банку с нашим новогодним букетом газету «Церковное слово» – единственное издание, которое выписывает и с удовольствием читает уже много лет. Валентина Алексеевна верующий человек, в доме много икон: по соседству размещены и православные, и католические – супруг был католиком, на большие праздники вместе в костёл ходили, но чаще, конечно, в церковь – в Костыки или Речки. И в этом году бабушка Валя, несмотря на возраст и больные ноги, нашла способ сходить в церковь и исповедаться. Вместе с такой же одинокой подругой из другой деревни наняли водителя, который свозил их в храм и доставил обратно к самому крыльцу.

– А так малюся Богу і днём, і ўвечары, залезем з Белым (котом – авт.) на печ ды і сядзім, грэемся, разам весялей, усё ж не адзін у хаце. А некалі вось так на пячы пад газнічку усю ноч вышывала. Поўна вышыванак было, але што павыкідала, што раздарыла. Была адна любімая – прыгожая пані на чорным кані – падарыла пляменнікам, як кватэру атрымалі.
Так и коротает вечера бабушка Валя вместе с Белым. В деревне она одна, в соседский дом, правда, иногда дачники приезжают. Телевизора нет – осталась без него после отключения аналогового вещания. Новый год собирается встречать под радиоприёмник. Ёлка уже украшенная стоит, мандарины под ней лежат, за поднятое настроение нас, журналистов «ШП» поблагодарила:

– Дзякуй вялікі, дзяўчаткі. З вашым прыходам адчула, что, сапраўды, святы набліжаюцца. Шчасця вам і здароўя!

– І Вам, Валянціна Аляксееўна, моцнага здароўя і бадзёрасці ў надыходзячым годзе!

«Мілыя вы мае…»

Из Маних направляемся в Субочи. По нашей информации, здесь постоянно живет Янина Ивановна Будько, в прошлом учительница. Мы уже потираем в азарте руки – уж она нам расскажет, как раньше праздновали Новый год здесь, в Субочах. Увы. Женщины нет дома. Мы выходим на улицу, решаем прогуляться и посчитать склепы. Похоже, их здесь больше, чем хат. Три таких объекта встречают гостей на въезде в деревню. Вероятно, хаты разобрали, а склепы остались. В каждом дворе видится приличных размеров земляной холм с вполне функциональной (на первый взгляд) дверцей. Но счет до конца мы не довели. На одном из подворьев замечаем мужчину. Это Леонид Викентьевич Адамович, местный житель. 64-летний мужчина живет здесь в родительском доме постоянно.

– А Янины нет. Уехала к детям, но скоро будет, я вот её собачку кормлю, – объясняет он отсутствие своей единственной соседки. Говорим, что хотим его поздравить с наступающим новым годом и украсить дом новогодним букетом. Леонид Викентьевич смеётся, он удивлен.

– Ну что ж, заходите, извиняйте, тут не прибрано, – приглашает в дом мужчина. Он тотчас приносит стеклянную банку для букета, и мы отправляемся за водой. Леонид Викентьевич ходит с локтевым костылем, но довольно бодро. Так же бодро достает ведро воды из колодца, заодно рассказывает, что летом здесь «живы» семь дворов, а вот зимой они остаются с Яниной. Сам Адамович живет в родном доме, построенном его отцом. Давно живет один, с женой развелись много лет назад. Единственный сын живет не далеко, в Клесино. У него большая семья – трое детей. Они иногда навещают деда.

– Скора прылятуць, можа,і на кані – тут жа недалёка (здесь и далее сохранены особенности речи героя -авт.).

Мы наряжаем сосновые ветки мишурой и интересуемся, есть ли новогодние игрушки у самого хозяина.

– Ат, пляменнікі забралі некалькі год таму.

– А где Новый год встречаете обычно и как?

– Тыя разы адмячаў не дома. Пазатой год – у бальніцы, нагу зламаў. Той год у сына быў, там і Новый год быў. Ну як адмячаем? Стол, тэлевізар.

– А Рождество?

– Ну, можа, і з’еду куды на свята. Але, ай, не хачу. Хачу ў сваіх вуглах.

Мы раскладываем под «ёлочку» традиционные мандарины и сладости.

– Ай, нашто? Ешце самі. Божа мой, мае вы мілыя. Очень бальшое спасибо, – говорит он нам.
Новогодний букет не преобразил дом Леонида Викентьевича, хотя наступление праздника всё же обозначил. Видно, что женская рука давно не прикасалась здесь ни к чему. А вот во дворе у хозяина – порядок. Дрова сложены, все подчищено.

– Ну а што ж мне рабіць? Тэлевізар пагляджу, дровы парэзалі, пабілі, скаладаў патрохі. Сам па маленьку двигаюся.

Мы уезжаем. Кажется, для этого человека наш неожиданный приезд запомнится надолго. В повседневности обыденной одинокой жизни, в сущности, еще не старого человека, он останется ярким пятном. Об этом можно будет рассказать при случае знакомым, можно будет самому долго обдумывать и припоминать нежданный приход чужих людей с новогодним букетом в руках. И (мы на это надеемся) думать – чего не бывает под Новый год!

…Идея этого материала родилась в поиске нетривиального подхода к предновогодней теме. А реализация задумки подтвердила известную мысль – людям важно общение. Если среди ваших соседей есть одинокие люди – не сочтите за труд, навестите и поздравьте с праздниками или пригласите к себе. Разделенная радость – умножается.

Марина ПУЦЕЙКО, Ирина ТРУБАЧ

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
Яндекс.Метрика 161 queries