Шлях Перамогі

Вилейская районная газета

Николаю Коледе не суждено было вернуться в родные Лески. Почти три десятилетия мать солдата живёт с невыносимой болью…

В деревенской хате за столами, щедро уставленными всем, чем богаты хозяева, собрались многочисленные гости – родственники, соседи, друзья сына. Именно он, сын, и является виновником торжества, в его адрес звучат поздравления (становится парень настоящим мужчиной!) и искренние пожелания-напутствия: пусть все получается на службе, пусть встретится на армейском пути настоящий командир-отец и, самое главное, дай Бог отслужить положенное и вернуться домой живым-здоровым. И весь вечер неотрывно глядят на взрослого сына материнские глаза. Глядят с безграничной любовью, гордостью, верой, переживанием…
Так в своё время провожали в армию моего старшего брата, моих одноклассников, друзей. Примерно такими, наверное, были проводы в тот осенний день в деревеньке Лески в доме Николая Коледы. Шёл 1983-ий, и люди уже знали об Афганистане. Но, провожая на службу юношей, близкие старались не думать о плохом, надеялись и верили, что их мальчишке выпадет отслужить честно и спокойно. Верила в это и Марфа Николаевна, мама Николая. Вот и он, сын, так радовался, что в доме собралось столько провожающих его на службу и искренне желающих всего наилучшего. «Отслужу и вернусь домой», – эти слова женщина запомнила навсегда. Он ушёл, а она, как и любая мать солдата, ждала. Каждое письмо Коли читала-перечитывала, будто стараясь разглядеть что-то между строк. А он, как любящий сын и настоящий мужчина, каждый раз не забывал успокоить, мол, служба идёт нормально, всё у меня хорошо…
Николаю Коледе не суждено было вернуться в родные Лески – его жизнь оборвалась майским днём 1984 года. И вот уже почти три десятилетия мать солдата, Марфа Николаевна, живёт с невыносимой болью. И кто только сказал, что время лечит? Вряд ли согласится с этим мать, потерявшая дитя…
Все эти долгие годы подставляет плечо матери погибшего солдата удивительная женщина – бывшая учительница Ижской школы Нина Львовна Косяк. В первые после гибели Николая годы Нина Львовна по несколько раз в неделю спешила из Ижи в Лески (а это расстояние в семь километров), чтобы поддержать убитую горем мать, дать ей силы жить. И все эти годы Марфа Николаевна жила стихами подруги, написанными с такой душой, будто их мать написала сама. Многое из написанного женщина выучила наизусть и, оставаясь одна или бывая в лесу, где каждая тропка, кажется, хранит след её Коли, читает стихи. И, кажется, разговаривает с сыном, слышит его голос.
Вечером поздним и утром рано
Слышу я голос знакомый, родной:
«Жди меня, мама, жди меня, мама,
Жди меня, мама, домой».
Нежные губы шепчут упрямо,
Словно стоит предо мной сын живой
И тихо шепчет: «Жди меня, мама,
Жди меня, мама, домой.
Пусть говорят, что меня нет живого,
Пусть говорят, что погиб я весной,
Жди сына, мать, своего дорогого,
Жди меня, мама, домой.
Гостем желанным я из Афгана
Вновь возвращусь к тебе в дом наш родной,
Жди меня, мама, жди меня, мама,
Жди меня, мама, домой.
Я возвращусь к тебе летом цветами,
Лёгкой снежинкой – холодной зимой,
Жди меня, мама, жди меня, мама,
Жди меня, мама, домой.
Встречай меня осенью ливнем, туманом,
Ранней весною – зелёной травой,
Жди меня, мама, жди меня, мама,
Жди меня, мама, домой.
Ты не устанешь, ждать меня станешь,
Знаю характер настойчивый твой,
Жди меня, мама, жди меня, мама,
Жди меня, мама, домой…»

Каждый год в мае на могилу Николая Коледы приезжают те, кому тоже выпало в те страшные годы служить в Афганистане и посчастливилось остаться живыми. Они делятся воспоминаниями, слушают стихи Нины Львовны, а то замирают у могилы и просто слушают тишину. Матери же чудится, что вот-вот между стволов деревьев она увидит фигурку сыночка-подростка. Только строчки мудрой Нины Львовны возвращают Марфу Николаевну к реальности:
Все следы вода позамывала,
Все тропинки травой заросли,
Где нога её сына ступала,
Там деревья уже поросли.
Но душевная рана, поверьте,
До сих пор ещё кровоточит,
И в груди материнское сердце
Ноет и аритмично стучит.

Эти слова о ней, эти слова о сыне. Её сыне, во имя памяти о котором ей нужно жить.

Ирина БУДЬКО.
На снимке: мать и бывшие “ афганцы” у могилы Николая Коледы.
Фото предоставлено Ильёй МАЛАХОВЫМ

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
Яндекс.Метрика 143 queries