Шлях Перамогі

Вилейская районная газета

Николай Волынец из Вилейки может «оживить» любой музыкальный инструмент. Рассказываем о редкой профессии

Как бы музыкант мастерски ни владел инструментом, а без его правильной
и регулярной настройки обойтись не сможет. Поэтому и существует такая редкая, но нужная профессия – настройщик музыкальных инструментов. И в Вилейке есть такой мастер, возможно даже, единственный в нашем районе – Николай Волынец. Его задача – сделать так, чтобы инструмент снова «запел».

– В профессию настройщика я пришел как музыкант-скрипач. Учился еще в деревянной музыкальной школе по улице Маркова. Затем поступил в музыкальное училище в Молодечно. А с третьего курса меня призвали в армию. После трех лет службы окончил учебу. Затем ездил на прослушивание в консерваторию. К сожалению, в силу своей занятости – семья, строительство дома, другие обстоятельства – пришлось забрать документы. Тогда сам ректор консерватории – известный композитор Владимир Оловников – просил не забирать документы. Но сложилось так, как сложилось.

Профессиональный стаж работы в Вилейской детской школе искусств у Николая Владимировича внушительный – более 50 лет. Почти столько же занимается настройкой инструментов, совмещая это ранее с основной деятельностью. Так и получалось: днем – педагог по классу скрипки, а вечером – настройщик.

– Во время настройки инструмента нужна полная тишина. Поэтому занимаюсь этим вечером или когда в музыкальной школе практически нет учеников, – рассказал Николай Владимирович и добавил, что настройщик – не просто профессия. Ведь даже человек с музыкальными данными и хорошим слухом, но при этом без особой внутренней «жилки», наработанной с годами, может так и не добиться идеального звучания.

Профессиональный настройщик знает, что гитаре и скрипке требуется ежедневная настройка, потому что вытягиваются струны и теряется чистота звука. А к фортепиано нужен особый подход. У него почти 90 клавиш, но есть еще и струны – их более 200. Поэтому процесс настройки здесь долгий. Иногда, чтобы привести фортепиано «в чувство», нужно отдать около двух часов времени, используя при этом набор особых инструментов: настроечный ключ, камертон, шпацейзен, тюнер, хорейзен, ложечник и другие. Так, шаг за шагом, интервал за интервалом, прислушиваясь не только к звуку, но и к внутренней интуиции, мастер возвращает инструменту его гармоничное звучание.

Николай Владимирович может «оживить» любой инструмент: фортепиано, скрипку, баян, гитару, виолончель. Однако сложнее всего настраивать «возрастные» инструменты, которые со временем перестают держать «строй». Ведь дерево имеет свойство усыхать. Также не все знают, что инструменты очень чувствительны к жаре, сырости и сквознякам.

За помощью в настройке к Николаю Владимировичу обращаются из района, разных школ, детских садов и даже из Молодечно, а недавно по почте прислали из Минска две скрипки, которые нуждаются и в небольшой реставрации.

Так и получается, что Николай Владимирович всю жизнь живет с музыкой: во время преподавания отдавал частичку души своим ученикам, а сегодня – музыкальным инст­рументам.

Елена ТИМОФЕЕНКО/Фото автора

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
НОВОСТИ РУБРИКИ
Яндекс.Метрика 150 queries