Всемирная неделя предпринимательства прошла в седьмой раз в Беларуси с 13 по 19 ноября текущего года. Тема недели предпринимательства в Беларуси в этом году – стартапы.
Старт-ап движение в Беларуси становится все более популярно: если в 2012 году провели 167 тематических мероприятий, где собралось восемь тысяч человек, то за прошлый год это уже 375 мероприятий и 20 тысяч участников. Разумеется, школьники уже сейчас должны понимать, что для успешного стратапа необходимо умение обращаться с финансами, планировать личный бюджет и распоряжаться своими деньгами.
Всему этому детей должны научить мы – взрослые. Известно, что деньги у ребенка могут быть и хорошим, и плохим решением. Стремление огородить детей от материальных проблем может воспитать у детей иждивенчество и нежелание знать о возможных экономических трудностях семьи. И другая крайность – постоянные разговоры о деньгах, преувеличение их значимости могут воспитать алчность и зависть. Трудная задача родителей – найти золотую середину.Дети могут расти в одинаковых условиях, но со временем будут сильно отличаться друг от друга в своем отношении к деньгам. Один человек может прочно стоять на ногах даже при совсем незначительных средствах, потому что умеет распоряжаться ими, а другой вечно будет находиться на краю банкротства, хотя и зарабатывает в десять раз больше. В большинстве случаев отношение это закладывается уже в самом “зеленом” возрасте.
Трезвое отношение к деньгам — это спокойное умение распределить бюджет так, чтобы полностью удовлетворить главные нужды семьи и совместными усилиями решить, на что бросить оставшиеся финансы. Что важнее: коньки для дочки или мобильный телефон для мамы? Трезвое отношение к деньгам приходит в процессе проб и ошибок, заблуждений и расплат за ошибки. Честное отношение к деньгам — это когда каждый член семьи умеет пойти на компромисс, учесть не только свои пожелания, но и интересы остальных домочадцев, отложить покупку, согласиться на более скромную вещь.
Как воспитать такое отношение? В первую очередь доверием и отсутствием мелочной опеки. Как только ребенок получил свои первые карманные деньги, обсудите с ним, на какой срок ему выданы деньги (на три дня или на неделю) и что он может на них купить. При этом круг запрещенных покупок обсудите сразу и твердо. Спросите, на что он хотел бы потратить свой капитал. Обсудите, хватает ли у него денег на желаемое. Старайтесь не предлагать свои советы или выводы — только задавайте вопросы и выслушивайте ответы. Если ребенок истощил свой недельный капитал за день и пришел к вам за добавкой, объясните ему, что карманные деньги были выданы на неделю и следующую порцию он может получить только через шесть дней.Сколько давать ребенку на карманные расходы, родители должны определять сами, в зависимости от собственной жизненной ситуации, финансовых возможностей, размера выдаваемых денег другим детям, зрелости ребенка, его возраста, а также здравого смысла. Но главное, надо помнить, что деньги, выдаваемые ребенку, это средство обучения, при помощи которого родители помогают ребенку освоить все финансовые навыки, которые потребуется ему во взрослой жизни.
Важно уважительно выслушать ребенка и не смеяться над его непрактичностью — мол, кто же это на все деньги карандашей да тетрадок покупает? Солить их, что ли? Важно не читать нотацию: «Объяснял тебе — к деньгам нужно относиться с уважением, бережно, по-умному» — реальность говорит куда громче ваших наставлений! Зато нельзя и поддаваться на манипуляции подобного толка: «Папа, я же все эти денежки нищему отдал! Мне его жалко стало!» или: «Мне нужны деньги, потому что я поделился с Васей — ему мама не дала денег».Как бы вам ни хотелось поддержать добрые порывы в душе своего ребенка, важнее позволить ему испытать уроки жизни: даже делясь с ближним, ты должен соизмерять свои поступки с возможностями. Если ты решил отдать последнюю рубаху другу, тебе придется испытать дискомфорт, который является прямым следствием твоего выбора. Нельзя быть добрым или великодушным за чужой счет.
Если задатки предпринимательства уже проснулись в вашем ребенке, то вы просто обязаны научить его превращать идеи в деньги. Но и здесь нужна золотая середина, а то вскоре вы получите список, что и когда ваш ребенок делает за деньги. Если ребенок начнет торговаться – отнеситесь к этому серьезно и без претензий, ведь в этом диалоге ребенок учится добиваться достойной оплаты своего труда, чего многие из нас и до сих пор не умеют.
Как же наши дети относятся к деньгам? На что потратят деньги, если выиграют миллион? Такие вопросы были заданы школьникам 3-7 классов г.Вилейки на презентации кружка «Удивительная страна Экономика» в Вилейском районном центре дополнительного образования детей и молодёжи. Многие ответили, что выигранный миллион отдадут родителям, купят машину, дом, потратят на еду, путешествия, вещи, телефон последней модели. В каждом классе было несколько детей, которые отдали бы выигранные деньги на благотворительность, детям в больницу, детям с ограниченными возможностями или отдали бы бедным. У многих по ответам сразу видны предпринимательские задатки: куплю дом в деревне и заведу большое хозяйство; построю бизнес-центр; построю завод, куплю акции Газпрома и квартиру, а остальное отдам на благотворительность.Особенно запомнились дети из одного класса, которые все ответили, что потратили бы деньги на благотворительность. Наши дети оказались гораздо добрее, чем нам взрослым кажется. А Вы взрослые, что бы сделали, если бы выиграли миллион?
Но в современном мире нужно рассчитывать не на выигрыш, а на себя. Знания по финансовой грамотности нужны всем, а нашим детям особенно. В Вилейском районном центре дополнительного образования детей и молодёжи на занятиях Школы юных исследователей и на кружке «Удивительная страна Экономика» школьники в доступной игровой форме получают знания по основам финансовой грамотности, принимают участие в экономических олимпиадах, узнают, что такое Старт-ап, краудфандинговые площадки МаеСэнс, Талака и Улей, и испытывают свои силы по подготовке и презентации своего небольшого проекта.Играя, в детстве в экономические игры,наши дети будут иметь первоначальное представление о современном бизнесе, и возможно в дальнейшем станут успешными бизнесменами.
Шостак Ольга, методист Вилейского районного центра
дополнительного образования детей и молодёжи
В статье использованы материалы сайта
http://znamus.ru/page/karmanii_dengi_deti